Использование счетов 401 и 109

1569

Вопрос

порядок использования в учёте счёта 040120200,его отличие от счёта 010900000

Ответ

Отвечает Нина Бешнова, эксперт

Если расходы формируют стоимость работы (услуги), готовой продукции, нужно отражать на счете 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Если расходы не формируют стоимость работ, услуг, готовой продукции, – на счете 0.401.20.000 «Расходы текущего финансового года».

Обоснование
 

Из статьи журнала «ПЛТНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ», №8, август 2015
Себестоимость услуг: без счета 109 00 не обойтись

Все учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы, должны применять в бухгалтерском учете счет 109 00. Причем в отношении услуг в рамках ОМС, государственного или муниципального задания никаких исключений нет — их стоимость также формируется с помощью данного счета. Но многие учреждения его не применяют, мотивируя это тем, что все затраты рано или поздно попадают на финансовый результат. Разъясним, почему такой подход ошибочен и как организовать учет затрат на оказание услуг и выполнение работ.

Необходимость в счете учета затрат

Почему же нужно применять счет учета затрат 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»?

Во-первых, такая обязанность учреждений прописана в п. 134 Инструкции № 157н. Отступление от правил данной нормы является нарушением методологии бухгалтерского учета, за которое предусмотрена ответственность. В частности, за искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% ответственные сотрудники учреждения могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Во-вторых, необходимость применения счета затрат обусловлена другими объективными причинами, которые зависят от источника финансирования услуг и работ.

В частности, в рамках приносящей доход деятельности формировать финансовый результат для целей налогообложения нужно не реже чем раз в квартал. Но используя лишь счет 401 20 «Расходы текущего финансового года», учреждение сможет узнать свои расходы только раз в год — они списываются с этого счета по завершении календарного года.

Также необходим раздельный учет затрат в рамках деятельности облагаемой и необлагаемой НДС, налогом на прибыль. Кроме того, некоторые виды деятельности облагаются по разным налоговым ставкам. Поэтому возникает объективная необходимость раздельного учета затрат. Но учет в разрезе разных видов работ и услуг возможен только в рамках счета 109 00.

Аналогичная ситуация по услугам и работам в рамках государственного (муниципального) задания. Использование счета 401 20 не позволит разделить затраты на:

  • связанные с конкретной государственной (муниципальной) услугой или работой;
  • связанные с содержанием особо ценного имущества.

И, наконец, медицинские учреждения с помощью счета 109 00 смогут организовать раздельный учет:

  • по базовой и территориальной программе в рамках ОМС;
  • по простой и высокотехнологичной медпомощи, и т. п.

Порядок формирования себестоимости

Несмотря на то, что в Инструкции № 157н установлена обязанность учреждений применять счет 109 00 детальный порядок формирования себестоимости в ней не прописан. Нормы инструкции дают лишь общие правила, которые не учитывают специфику по видам деятельности (отраслевой принадлежности, размера учреждения, методов исполнения доведенного задания и т. п.). Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать порядок формирования себестоимости и закрепить его в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н).


ЗАПОМНИТЬ
Учредитель вправе изменить размер субсидии, если скорректирует объем государственного (муниципального) задания. Для этого он должен провести контрольные мероприятия с целью выявления фактических затрат учреждения на оказание той или иной государственной (муниципальной) услуги (письмо Минфина России от 11.01.2013 № 02-13-10/28). Также учредитель вправе требовать от учреждения отчет (ежемесячный или ежеквартальный) о расходах на оказание отдельно взятой услуги. В этих случаях неприменение счета 109 00 может привести к искажению данных о стоимости услуг.

Для этого можно воспользоваться законодательством в других областях (Налоговым кодексом РФ, инструкциями для коммерческих организаций). Также можно использовать нормативные документы вышестоящих организаций. Например, утвержденные ими правила определения нормативных затрат на оказание госуслуг.

Далее предлагаем обобщенную схему последовательности действий при формировании себестоимости. Она поможет в разработке собственного порядка учета затрат.

1. В течение отчетного периода все расходы (в зависимости от их классификации) собираются на аналитических счетах счета 109 00, в частности:

  • прямые затраты, которые напрямую относятся к определенному виду услуг или работ — на счете 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • накладные расходы — на счете 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • общехозяйственные расходы — на счете 109 80 «Общехозяйственные расходы»;
  • издержки обращения — на счете 109 90 «Издержки обращения».

Как отмечено выше, прямые затраты можно достоверно отнести к определенной услуге или работе. Поэтому счет 109 60 должен иметь столько аналитических признаков, сколько учреждение оказывает видов услуг (работ). Если разновидностей работ и услуг менее десяти, то для их раздельного учета обычно используют 23-й разряд номера счета (например, 2 109 61 000, 2 109 62 000 и т. д.). Но можно использовать и дополнительные коды, субсчета, субконто и прочую аналитику, особенно если видов услуг и работ больше десяти. Все применяемые счета необходимо зафиксировать в рабочем плане счетов учреждения.

Приведем фрагмент рабочего плана счетов учреждения:
0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»
0 109 60 000.А «Себестоимость услуги, А»
0 109 60 000.Б «Себестоимость услуги Б»

0 109 60 000.К «Себестоимость услуги К»
0 109 60 000.Л «Себестоимость работы Л»

Особенности применения счета 401 20

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования госзадания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг. Такие расходы, как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. В дебет счета 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

2. В конце отчетного периода необходимо:

  • накладные расходы, собранные на счете 0 109 70 000, распределить между видами услуг и работ учреждения и списать на соответствующий аналитический счет учета себестоимости (0 109 61 000, 0 109 62 000, 0 109 60 000.А и т. д.)
  • проанализировать, какие из общехозяйственных расходов, собранных на счете 0 109 80 000, нецелесообразно или невозможно распределять на себестоимость. Их нужно списать на финансовый результат (счет 0 401 20 000). Остальные общехозяйственные расходы распределяются и списываются на себестоимость так же, как накладные.

Таким образом, по окончании отчетного периода все распределяемые затраты будут списаны в себестоимость оказанных услуг и выполненных работ. А издержки обращения себестоимость не сформируют — их по окончании отчетного периода нужно списать на финансовый результат.

Что прописать в учетной политике

В связи с вышеизложенным в учетной политике учреждения нужно отразить следующие моменты.

1. Если учреждение оказывает несколько видов услуг (работ), то необходимо прописать, какие именно расходы относятся к прямым, накладным и общехозяйственным, а также к издержкам обращения. Остановимся на этом моменте подробнее.

Как правило, к прямым затратам относят зарплату сотрудников, которые напрямую участвуют в оказании услуг (выполнении работ). Например, это зарплата педагогов, медперсонала, других профильных специалистов. Соответственно страховые взносы на зарплату тоже относятся к прямым расходам. Также прямыми затратами считаются соответствующие материальные расходы, амортизация и содержание основных средств, которые используются при оказании конкретной услуги или работы (например, медицинского оборудования, средств обучения — макетов, моделей, образцов и т. п.).

К накладным затратам относят те, которые связаны с основной деятельностью, но не имеют прямой связи с определенным видом услуг (работ). Это также может быть амортизация и содержание основных средств, но задействованных в оказании не одной, а нескольких услуг (работ). Другие расходы на подразделения учреждения, которые выполняют услуги (работы), тоже относят к накладным.


ЗАПОМНИТЬ
Если учреждение оказывает один вид услуг (работ), все затраты нужно относить к прямым (на счет 0 109 60 000). В этом случае в учетной политике достаточно указать наименование услуги и перечень затрат, связанных с ее оказанием.

К общехозяйственным расходам относят затраты, которые связаны с управлением учреждением в целом, с содержанием его общего имущества. На практике это:

  • расходы на зарплату (в т. ч. страховые взносы) административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
  • амортизация и содержание основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (например, служебных автомобилей, оборудования и мебели в административных помещениях);
  • расходы на коммунальные услуги, на связь, на содержание недвижимого имущества — противопожарные мероприятия, охрана, уборка, вывоз мусора, ремонт, и т. п.;
  • расходы на эксплуатацию систем охранной и противопожарной безопасности;
  • оплата транспортных, информационных, аудиторских, консультационных и аналогичных им услуг.

Издержки обращения есть не у каждого учреждения. Согласно п. 136 Инструкции № 157н к ним относят затраты на реализацию товаров, в т. ч. в процессе их продвижения. Но ведь учреждения реализуют не только товары, но и свои услуги (работы). Поэтому если на их реализацию идут определенные траты, то такие расходы целесообразно тоже относить к издержкам обращения.


НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Пунктом 2 приказа Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» установлено, что порядок расчета нормативных затрат федеральных бюджетных и автономных учреждений определяется соответствующими федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минфином России.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в письме Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036, нормативные затраты следует определять не по принципу «сколько требуется для того, чтобы профинансировать все фактические расходы учреждения», а исходя из того, «сколько требуется для оказания конкретной услуги при прочих равных условиях».

К издержкам обращения можно отнести:
• затраты на содержание сайта учреждения, горячей телефонной линии, на рекламные услуги, объявления, на участие в мероприятиях, связанных с увеличением аудитории, которой предлагаются услуги (работы) учреждения;
• затраты на содержание специализированных подразделений (коммерческих отделов, маркетологов и пр.), на исследование рынков, на выплаты вознаграждений агентам и посредникам;
• прочие расходы, связанные с реализацией.

2. Обязательно нужно прописать в учетной политике, какие расходы не формируют себестоимость работ (услуг) и сразу списываются на финансовый результат. К таким расходам, как правило, относят:

  • расходы на соцобеспечение (статьи 262, 263 КОСГУ);
  • прочие расходы (статья 290 КОСГУ);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (устанавливаются в порядке определения нормативных затрат на оказание госуслуг как отдельная статья затрат). Как правило, это часть коммунальных услуг, а также налоги в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества (налог на имущество, земельный налог).

3. Также нужно уточнить, какой период является отчетным. В пункте 135 Инструкции № 157н прямо указано, что общехозяйственные расходы распределяются ежемесячно. Поэтому в целях равномерного формирования себестоимости накладные расходы целесообразно распределять с той же периодичностью.

4. Далее следует определить, какие общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость услуг (работ), а какие по окончании отчетного периода списываются на финансовый результат.

5. Важным элементом учетной политики является метод распределения накладных и общехозяйственных расходов (подробно об этом читайте в следующем номере нашего журнала).

Что считать единицей работы или услуги

Для того чтобы распределять расходы между работами и услугами, перед бухгалтерами встает вопрос — что именно считать единицей работы или услуги. Ответа на этот вопрос законодательство не содержит, ведь у каждого учреждения своя специфика.


ЗАПОМНИТЬ
Основанием для отражения в бухгалтерском учете операций распределения накладных и общехозяйственных расходов (например, ежемесячно) служит Бухгалтерская справка (ф. 0504833) и соответствующие расчеты.

Некоторую свободу действий в этом направлении бухгалтерам дает п. 134 Инструкции № 157н. В нем прямо указано, что выбор способа калькулирования единицы услуги определяется учреждением самостоятельно, но таким образом, чтобы:

  • оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления;
  • не допускать слишком трудоемких учетных процедур.

Иными словами, информация о себестоимости отдельной услуги должна быть объективной, но следует избегать сложных и трудоемких расчетов. Например, не обязательно подсчитывать себестоимость лечения отдельных больных в медучреждении или стоимость обучения отдельных учеников (группы учеников) школы.

На практике распространено деление услуг и работ на единицы в соответствии с ОКВЭД1. Но есть и другие способы деления. К примеру, в рамках платной деятельности учреждение может установить, что в целях бухучета за единицу работ (услуг) принимаются услуги и работы, перечисленные в учредительных документах или в положении о платной деятельности. А в рамках государственного (муниципального) задания их можно группировать в соответствии с доведенным заданием.

Ветеринарная станция в целях бухгалтерского учета распределяет затраты между следующими видами услуг:

1) государственное задание:
• мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию болезней животных (код ГЗ-1);
• контроль за передвижением сельскохозяйственных животных, перевозками сырья и продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (код ГЗ-2);

2) приносящая доход деятельность:
• выдача сопроводительных документов (код ПДД-1);
• диагностика и лечение животных (код ПДД-2);
• эвтаназия животных (код ПДД-3).

Более подробно можно прочесть, перейдя по ссылке:

https://www.gosfinansy.ru/#/document/189/418603/?step=18

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль