Внутренний финансовый контроль

650

Вопрос

Карта внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения и положение о ВФК - это одно и тоже? Образец карты ВФК.

Ответ

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Действуйте так, как указано в вашем Положении о внутреннем финансовом контроле. Дело в том, что Минфином были выпущены Методические рекомендации по составлению карт внутреннего финансового контроля при проведении процедур контроля, но в настоящее время они не действуют, так как были отозваны письмом Минфина России от 10 февраля 2016 года № 02-11-06/6938, поэтому их не нужно применять.

Обоснование
 

1. Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

Нормативная база внутреннего контроля

Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать только те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, новые положения законодательства требуют организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В настоящее время для государственных (муниципальных) учреждений отсутствует определение термина «система внутреннего контроля». Поэтому можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».

Законодательством о бухучете «не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012). Следовательно, учреждение вправе разработать собственную систему контроля, утвердив ее любым способом.

Вместе с тем, учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-10-08/2347). Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам;
  • на соблюдение стандартов составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета получателями бюджетных средств. О том, в каких случаях бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет, см. Какие формы нужно сдавать бюджетному и автономному учреждению в составе бухгалтерской отчетности;
  • на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, учреждение заинтересовано провести самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Казначейство России.

Внимание: контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При организации системы внутреннего контроля учреждениям нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

Кстати, для некоторых госорганов специальные стандарты внутреннего и ведомственного контроля (аудита) уже разработаны. Например, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России нужно руководствоваться стандартами, утвержденными приказом Казначейства России от 29 июня 2011 г. № 253.

<…>

Результаты контроля

По итогам практически любого мероприятия предварительного или текущего контроля можно составить протокол проведения внутренней проверки или написать служебную записку. К протоколу (записке) приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты обследования в ходе текущего контроля оформите в виде заключения (ч. 4 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

Результаты ревизии и проверки (в рамках последующего контроля) оформите в виде акта (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ). Акт составьте в произвольной форме.

Сотрудники учреждения, которые допустили ошибки, искажения и нарушения, должны представить руководителю письменные объяснения. Объяснительные также можно признать оформлением результатов контрольных мероприятий.

Также при формировании пояснительных записок к годовой бухгалтерской отчетности (ф. 0503760) и к бюджетной отчетности учреждения (ф. 0503160) необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В указанной таблице нужно отразить информацию о результатах контрольных мероприятий, которые были проведены в отчетном периоде, а также меры, принятые для устранения выявленных нарушений.

Такие правила определены в пункте 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, пункте 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

Подробнее об оформлении результатов контрольных мероприятий см. Как оформить результаты проверки.

<…>

2. Из статьи журнала «Учет в казенных учреждениях», № 3, март 2015
Как организовать финансовый контроль и аудит

<…>

И.И. Иванова, аудитор

Чтобы избежать нарушений в учете, сократить бюджетные риски и повысить эффективность использования средств, нужно правильно организовать внутренний финансовый контроль и аудит. Финансисты выпустили рекомендации по данной теме*.

* Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и по осуществлению внутреннего финансового аудита направлены письмом Минфина России от 19 января 2015 г. № 02-11-05/932.

Внутренний финансовый контроль обязателен

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, в казенном учреждении необходимо внедрить внутренний финансовый контроль и аудит. Для того чтобы подход к ним в разных учреждениях был единым, Минфин России выпустил соответствующие рекомендации. Уполномочены проводить внутренний финансовый контроль главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Они проверяют:

  • как соблюдаются внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета: по расходам (включая затраты на госзакупки), по доходам, а также по источникам финансирования дефицита бюджета;
  • правильно ли составлена бюджетная отчетность и как ведется учет главным распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • меры по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Таким образом, главные задачи этого контроля – управление финансовыми рисками, а также своевременное выявление и устранение нарушений законодательства в данной области. Кроме того, в результате подобных мер контроля должны расти экономность и результативность расходования бюджетных средств учреждением.

<…>

Рекомендована карта внутреннего контроля

Методическими рекомендациями предусмотрено, что должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств проверяют оформление документов на соответствие законодательству. Также они анализируют информацию о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур. При этом применяют три метода проверки: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.

Чиновники рекомендуют оформлять карты внутреннего финансового контроля при планировании контрольных мероприятий перед началом очередного финансового года.

В таких картах должны быть отражены данные о контрольных действиях (например, вид проверки (сплошная или выборочная), должностное лицо, которое будет ее проводить, суть операции и контрольные действия за ней).

<…>

3. Из статьи журнала «Учет в образовании», № 11, ноябрь 2015
Внутренний контроль в образовательном учреждении

<…>

Мария ХЛОПОТНЫХ, начальник отдела внутреннего финансового контроля и аудита департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки России

Внутренний финансовый контроль – это обязанность, а не право государственного (муниципального) учреждения.

Мария Борисовна, как государственному учреждению следует оформлять результаты внутреннего контроля?

Результаты проверок могут быть оформлены в виде акта, отчета, справки или заключения. Помимо выводов они могут содержать рекомендации по устранению выявленных нарушений. Конкретный порядок оформления определяется локальным документом учреждения.

<…>

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль