Деятельность платежного агента

436

Вопрос

Автономным учреждением при осуществлении деятельности платежного агента принятые от граждан платежи должны приходоваться в кассу отдельным приходным кассовым ордером. Вопрос 1: Платежи приходуются по доходной классификации как выручка?Вопрос 2: На спецсчете поступление и списание денежных средств отражается без классификации?Вопрос 3: Кассовых книги должно быть две?

Ответ

Отвечает Олеся Орлова, эксперт

Деятельность платежных агентов нормируется Федеральным Законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ. Отдельных условий или правил для бюджетных (автономных) учреждений не предусмотрено. Правила отражения на счетах учета таких операций в Инструкциях №174н и №183н также не предусмотрены. Соответственно, учреждение должно самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике правила отражения в учете таких операций (ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции № 157н).

Учитывая, что платежный агент должен открыть и использовать отдельный счет для расчетов по таким операциям (п.14 ст.4 закона № 103-ФЗ) а также учитывая саму суть деятельности платежного агента платежи скорее можно считать средствами во временном распоряжении чем выручкой и учитывать соответственно (как движение денежных средств на забалансовых счетах 17-м и 18-м).

Кассовые операции платежные агенты обязаны вести в общем порядке. Кассовая книга для учета таких платежей должна быть отдельная (п.4.6 указания Банка России от 11.03.2014г. № 3210-у).

Обоснование
 

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как вести кассовые операции платежным агентам


Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.

Формы первичной учетной документации КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений статьи 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

  • при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (абз. 3 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);
  • принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (абз. 2 п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);
  • для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (абз. 2 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:

Объем наличной выручки, принимаемый для расчета лимита = Объем поступлений наличной выручки по всем видам деятельности за расчетный период (с учетом комиссионного вознаграждения) Объем поступлений от деятельности платежного агента

При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.

Такой вывод следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из абзаца 2 пункта 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения

Нет, не может.

Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14, 15ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

Ответственность платежных агентов

Платежный агент должен в полном объеме перечислять денежные средства, полученные от населения, на свой счет. Кроме того, перечислять деньги нужно только на специальный банковский счет. Если платежный агент не полностью перечисляет деньги либо не использует специальный банковский счет, ему грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Такая ответственность установлена частью 2 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×