Коммунальные услуги

13

Вопрос

Государственное бюджетное учреждение "Центр спортивной подготовки" оказывает услуги в рамках государственного задания. Субсидия выделена на 8 услуг и 4 работы. Все затраты пропорционально отнесены на 8 услуг и 4 работы. каким образом разделить коммунальные услуги на услуги и работы?

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Коммунальные услуги относятся к общехозяйственным расходам.

Конкретный способ распределения расходов и калькулирования себестоимости устанавливается:
– учредителем учреждения;
– учреждением самостоятельно – в учетной политике.

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены.

Предлагаем взять в качестве примера, пример приведенный в рекомендации 1.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Татьяна Кочнова, заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

<…>

Пример отражения в учете бюджетного учреждения затрат на оказание платных образовательных услуг

В рамках приносящей доход деятельности ФГОУ ВПО «Альфа» оказывает платные образовательные услуги по программам «А» и «Б».

Учетной политикой «Альфы» предусмотрено следующее.

1. Прямые затраты относятся на каждый вид услуг на основании первичных документов. К прямым затратам относятся:

  • зарплата преподавателей, занятых только в программе «А» или только в программе «Б», с начислениями;
  • материальные запасы, использованные только в программе «А» или только в программе «Б».

2. Накладные затраты и общехозяйственные расходы распределяются по выполняемым программам пропорционально фонду зарплаты основного персонала (преподавателей) при помощи расчетного коэффициента.

За февраль прямые затраты на оказание платных образовательных услуг составили:

Наименование показателя Программа «А» Программа «Б» Итого
Зарплата 1 200 000 300 000 1 500 000
Начисления на зарплату (30,2%) 362 400 90 600 453 000
Материальные затраты 570 000 330 000 900 000
Итого 2 132 400 720 600 2 853 000

В феврале сумма накладных расходов в рамках оказания платных образовательных услуг составила 900 000 руб., сумма общехозяйственных расходов – 2 100 000 руб. Общехозяйственные расходы, которые не распределяются, – 190 000 руб.

Общехозяйственные и накладные расходы списываются на затраты пропорционально прямым затратам на оплату труда. Коэффициент распределения по программе «А» составил 0,8 (1 200 000 руб. : 1 500 000 руб.), по программе «Б» – 0,2 (300 000 руб. : 1 500 000 руб.).

Общая сумма расходов за февраль составила:

  • по программе «А»: 2 132 400 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,8 = 4 532 400 руб.;
  • по программе «Б»: 720 600 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,2 = 1 320 600 руб.

Для отражения затрат на оказание образовательных услуг к счету 2.109.60.200 открыты субсчета «Программа "А"», «Программа "Б"».

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

Содержание операций Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Отражены накладные расходы (в т. ч. зарплата преподавателей, занятых по всем программам) 2.109.70.200<2> 2.302.ХХ.730 900 000
2. Отражены общехозяйственные расходы (в т. ч. зарплата администрации) 2.109.80.200<2> 2.302.ХХ.730 2 100 000
3. Начислена зарплата преподавателей, занятых только в программе «А» 2.109.60.211«Программа "А"» 2.302.11.730 1 200 000
4. Начислены страховые взносы на зарплату преподавателей, занятых в программе «А» 2.109.60.213«Программа "А"» 2.303.ХХ.730 362 400
5. Списаны материальные запасы, использованные в программе «А» 2.109.60.272«Программа "А"» 2.105.ХХ.440 570 000
6. Начислена зарплата сотрудников, занятых только в программе «Б» 2.109.60.211«Программа "Б"» 2.302.11.730 300 000
7. Начислены страховые взносы на зарплату преподавателей, занятых в программе «Б» 2.109.60.213«Программа "Б"» 2.303.ХХ.730 90 600
8. Списаны материальные запасы, использованные в программе «Б» 2.109.60.272«Программа "Б"» 2.105.33.440 330 000
9. Списаны на увеличение себестоимости программы «А» накладные расходы
(900 000 руб. × 0,8)
2.109.60.200<2>
«Программа "А"»
2.109.70.200<2> 720 000
10. Списаны на увеличение себестоимости программы «А» общехозяйственные расходы
(2 100 000 руб. × 0,8)
2.109.60.200<2>
«Программа "А"»
2.109.80.200<2> 1 680 000
11. Списаны на увеличение себестоимости программы «Б» накладные расходы
(900 000 руб. × 0,2)
2.109.60.200<2>
«Программа "Б"»
2.109.70.200<2> 180 000
12. Списаны на увеличение себестоимости программы «Б» общехозяйственные расходы
(2 100 000 руб. × 0,2)
2.109.60.200<2>
«Программа "Б"»
2.109.80.200<2> 420 000
13. Списаны общехозяйственные расходы, которые не распределяются 2.401.10.130 2.109.80.200<2> 190 000

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета;

<2> В разрезе КОСГУ.

<…>

2.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как учитывать накладные и общехозяйственные расходы

<…>

К общехозяйственным расходам относятся затраты, которые связаны с управлением учреждением, организацией его хозяйственной деятельности, содержанием его общего имущества. На практике к ним относят:

  • расходы на зарплату (в т. ч. обязательные страховые взносы) административно-управленческого и общехозяйственного персонала, не связанного с процессом оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции;
  • амортизационные отчисления, а также расходы на содержание и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (например, служебных автомобилей, оборудования и мебели в административных зданиях и помещениях);
  • расходы на коммунальные услуги, связь, на содержание недвижимого имущества – уборка, вывоз мусора, охрана и т. п.;
  • расходы на эксплуатацию систем охранной и противопожарной безопасности, техобслуживание и ремонт этих систем;
  • арендная плата за имущество управленческого и общехозяйственного назначения;
  • оплата информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению расходы, которые возникают в процессе управления учреждением и связаны с его содержанием как единого хозяйственно-имущественного комплекса.

Конкретный перечень расходов, относимых к общехозяйственным, закрепите в учетной политике.

Учитывать общехозяйственные расходы нужно на счете 109.80.

Причем есть затраты, которые относятся на себестоимость, а есть такие, которые нужно списывать на финансовый результат. Поэтому общехозяйственные расходы сразу на счет 109.60 отнести нельзя. Расходы, которые были учтены на счете 109.80 в течение отчетного периода (месяца), проанализируйте. Те из них, которые относятся на себестоимость, распределите на соответствующий вид услуг (работ, продукции) и отразите на счете 109.60. А нераспределяемые спишите на финансовый результат. Об этом сказано в пункте 135 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Важно: в инструкциях по бухучету есть противоречия, на какой счет списывать нераспределяемые общехозяйственные расходы.

В новой редакции пункта 66 установили, что общехозяйственные нужно относить в дебет счета 401.10 – на доходы. А вот в пункт 153 правку не внесли. В нем сказано, что нераспределяемые расходы списывают в дебет счета 401.20 – на расходы. Кроме того, в пункте 135 Инструкции № 157н тоже установлено, что нераспределяемые общехозяйственные расходы относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Поэтому правильнее счет, куда будете списывать общехозяйственные, закрепить в учетной политике (401.10 или 401.20).

Методы распределения затрат на себестоимость

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы, собранные соответственно на счетах 109.70 и 109.80, нужно распределить на себестоимость конкретного вида услуг (работ, продукции).

Напомним, накладные расходы нужно распределять между видами услуг (работ, продукции), когда учреждение оказывает (производит) несколько их видов. А если у учреждения один вид услуг (работ, продукции), то затраты сразу относятся на себестоимость (счет 109.60).

Общехозяйственные расходы нужно распределять в любом случае. Во-первых, на те, которые включаются в себестоимость и которые списываются на финансовый результат. А во-вторых, на определенный вид услуг (работ, продукции), если у учреждения их несколько видов.

Конкретный способ распределения расходов и калькулирования себестоимости устанавливается:
– учредителем учреждения;
– учреждением самостоятельно – в учетной политике.

Об этом сказано в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Важно! В данной норме есть небольшое, но существенное условие. Выбрать базу распределения расходов и метод расчета себестоимости нужно так, чтобы:
– показатели в разрезе учетных данных были информативны (оптимально полезны);
– учетные процедуры были минимально трудоемкие.
Другими словами, информация о себестоимости должна быть объективной, но при этом не нужно нагружать бухгалтера сложными и трудоемкими расчетами. Например, не нужно подсчитывать себестоимость лечения одного больного или стоимость обучения отдельной студенческой группы.

Но тогда встает вопрос: что же считать за единицу услуги или работы? Указаний на этот счет законодательство не содержит. Поэтому учреждению придется определить единицу услуги (работы) самостоятельно.

Главбух советует: Если учредитель дал конкретные указания, распределяйте затраты в соответствии с его рекомендациями. Объясняется это тем, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Это следует изпункта 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждено письмом Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 12-08-06/1616.

Итак, какой же способ распределения затрат можно установить?

В отношении накладных расходов возможные способы установлены в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Распределять накладные затраты можно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, другим прямым затратам (это удобно, если прямые затраты составляют значительную долю общих расходов);
  • объему выручки от реализации продукции, работ и услуг;
  • другому показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения, например:
    – пропорционально объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (чел., тыс. чел., посещений и т. д.);
    – пропорционально площади, используемой для оказания каждой услуги или работы (если есть возможность распределения площадей).

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены. Но можно использовать те же способы, что установлены для накладных.

Выбранный способ закрепите в учетной политике. Причем также можно установить, что общехозяйственные расходы в полном объеме относятся на себестоимость одной услуги (работы), выделенной в качестве основной.

Какой же из предложенных методов распределения затрат целесообразно использовать? Единого ответа на этот вопрос нет – все зависит от специфики деятельности учреждения. Однако сложившаяся практика показала, что не стоит распределять затраты пропорционально доходам. И вот почему.

Как известно, отчетный период для распределения расходов – месяц. Но, к примеру, на выполнение госзадания доходы в виде субсидии поступают учреждению не ежемесячно, а обычно ежеквартально. Поэтому данный метод распределения в рамках КФО 4 неприменим.

В приносящей доход деятельности распределение затрат по доходам тоже проблематично. Ведь расходы подсчитывают обычно по окончании отчетного периода – в последнее число месяца. А на эту дату зачастую неизвестна окончательная сумма доходов (нет последних выписок со счета). То есть нет базы для распределения. Но если учреждению такой способ представляется наиболее приемлемым, то выход все же есть. Можно установить в учетной политике, что в целях распределения накладных расходов отчетной датой является, к примеру, 25-е число текущего месяца. Запрета на это нет.

<…>

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль