Рабочий план счетов: отражение в Учетной политике

346

Вопрос

Как отразить в учётной политике казённого учреждения следующий факт хозяйственной жизни: учреждение наделено новыми полномочиями по передаче межбюджетных трансфертов сельским поселениям на осуществление дорожной деятельности - передачу трансфертов отражаю на счёте 206.51, а по мере использования трансфертов поселения представляют отчёты, согласно которым сумм отражаю на 401,20.

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Учетная политика должна включать в себя рабочий план счетов. В нем указываются счета, применяемые учреждением для ведения синтетического и аналитического учета. Поэтому включите в рабочий план счета, которые вы будете применять при отражении операций с межбюджетными трансфертами. Ниже приведена в качестве примера форма «Приложение к учетной политике казенного учреждения для целей бухучета. Рабочий план счетов».

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, его разрабатывают самостоятельно. Такой порядок установлен в частях 3, 4 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Бухгалтерские записи по предоставлению бюджетных трансфертов в порядке авансирования и принятию расходов по межбюджетному трансферту приведены в пунктах 80, 102 Инструкции № 162н. Поэтому закреплять в учетной политике бухгалтерские записи по отражению операций с межбюджетными трансфертами не нужно.

Обоснование

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как составить учетную политику для целей бухучета

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, разработайте его самостоятельно. Такой порядок установлен в частях 34 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*


Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:

– рабочий план счетов (в нем указываются счета, применяемые учреждением для ведения синтетического и аналитического учета);*
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
– порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации. В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
– формы первичных документоврегистров бухучета и других документов, по которым не установлены обязательные для их составления формы;
– порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
– возможность и порядок формирования резервов;
– другие решения, необходимые для организации и ведения бухучета.

Бюджетные и автономные учреждения в установленных случаях дополнительно указывают особенности организации и ведения бухучета в части операций по исполнению полномочий ПБС.

Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внесение изменений и дополнений

Учетную политику можно изменять или дополнять. Подробнее об этом см. Как изменить учетную политику для целей бухучета.

Хранение учетной политики

Документы учетной политики храните в учреждения не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Из формы

Приложение к учетной политике казенного учреждения для целей бухучета. Рабочий план счетов

Когда понадобится: при формировании учетной политики. В рабочем плане счетов укажите перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов. Подробнее.*

Приложение 6
к приказу от 31.12.2015 № 156

Рабочий план счетов

КБК1 КФО2 Синтетический счет

Аналитический


код


по КОСГУ

Наименование счета

объекта


учета

группы вида
Разряд номера счета
(1–17) (18) (19–21) (22) (23) (24–26)
Основные средства – недвижимое имущество учреждения
КРБ 1 101 1 2 310 Увеличение стоимости
нежилых помещений –
недвижимого имущества
учреждения
КРБ 1 101 1 2 410 Уменьшение стоимости
нежилых помещений –
недвижимого имущества
учреждения
Основные средства – иное движимое имущество учреждения
КРБ 1 101 3 6 310 Увеличение стоимости
производственного и
хозяйственного
инвентаря – иного
движимого имущества
учреждения
КРБ 1 101 3 6 410 Уменьшение стоимости
производственного и
хозяйственного
инвентаря – иного
движимого имущества
учреждения
Амортизация
КРБ 1 104 1 2 410 Уменьшение за счет
амортизации стоимости
нежилых помещений –
недвижимого
имущества учреждения
КРБ 1 104 3 6 410 Уменьшение за счет
амортизации стоимости
производственного и
хозяйственного
инвентаря – иного
движимого имущества
учреждения
Вложения в нефинансовые активы
КРБ 1 106 3 1 310 Увеличение вложений в
основные средства –
иное движимое
имущество учреждения
КРБ 1 106 3 1 410 Уменьшение вложений в
основные средства –
иное движимое
имущество учреждения
Денежные средства
КИФ 0 201 3 4 510 Поступления средств в
кассу учреждения
КИФ 0 201 3 4 610 Выбытия средств из
кассы учреждения
...

1 КБК (1–17-й разряд счета) формируются в соответствии с законом (решением) о бюджете и


указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом
Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
.

2 В учреждении применяются следующие коды финансового обеспечения (КФО), 18-й разряд


номера счета:


– 1 – бюджетная деятельность;


– 3 – средства во временном распоряжении.

Забалансовые счета


п/п

Наименование счета Номер счета
1 Имущество, полученное в пользование 01
2 Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение 02
3 Бланки строгой отчетности 03
4 Задолженность неплатежеспособных дебиторов 04
5 Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры 07
6

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен


изношенных

09
7 Задолженность, невостребованная кредиторами 20
8

Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в


эксплуатации

21
9

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам


(сотрудникам)

27
10 Парковочные карты 28П
11 Транспортные карты 29Т
12 Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц 30

Рабочий план счетов должен содержать применяемые учреждением счета бюджетного учета для ведения синтетического и аналитического учета

О том, как сформировать счет бюджетного учета с соответствующим кодом бюджетной классификации (КДБ, КРБ или КИФ), см. Как получателям бюджетных средств сформировать балансовые счета бюджетного учета*

Наряду со счетами забалансового учета, приведенными в Инструкции к Единому плану счетов № 157н, учреждение вправе вводить дополнительные счета (п. 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н)

Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ », № 12, декабрь 2013

А.Л. Опальская,

аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров России, к. э. н.


Порядок возврата остатков по межбюджетным трансфертам

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им межбюджетных трансфертов*. Расскажем, как вернуть остатки по таким трансфертам в начале 2014 года.

Постановление ФАС Северно-Западного округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А05-7825/2012.

Остатки надо вернуть

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

При выделении средств в виде безвозмездных трансфертов устанавливаются цели их предоставления.

Из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ трансферты могут поступать в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субсидий бюджетам субъектов РФ;

субвенций бюджетам субъектов РФ;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты представляются в форме, порядке и на условиях, определенных постановлениями Правительства РФ (в части федерального бюджета).

По бюджетам других уровней – соответствующими законами субъектов РФ, решениями представительных органов муниципальных районов.

Так как межбюджетные трансферты имеют целевое значение, в нормативно-правовых актах должны указываться конкретные цели их выделения, порядок их перечисления в виде авансовых платежей, контроля за целевым использованием и правила представления и утверждения отчетности об их использовании.

Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, должны быть возвращены в доход бюджета, из которого они поступили (п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ).

Если неиспользованный остаток целевых средств не перечислен в доход соответствующего бюджета, он подлежит взысканию в общем порядке.

Сроки возврата

Неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета, подлежат возврату органами государственной власти субъектов РФ, за которыми закреплены источники доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков межбюджетных трансфертов. Например, в 2013 году неиспользованные остатки в федеральный бюджет надо было вернуть в первые 15 рабочих дней года (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272).

Отметим, что соответствующее постановление Правительства РФ на 2014 год, касающееся возврата остатков межбюджетных трансфертов, еще не утверждено.

Взыскание остатков целевых средств учреждений производится в соответствии с Общими требованиями и Порядком, утвержденными приказом Минфина России от 11 июня 2009 г № 51н.

Согласно пунктам 23 Общих требований, не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств необходимо вернуть до 1 апреля очередного финансового года в доход бюджета, из которого они были предоставлены.*

Необходимая документация

При оформлении операций по предоставлению межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по возврату неиспользованных остатков и для отражения в бюджетном учете расчетов между бюджетами применяется первичный документ – Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817).

Оно также используется для подтверждения суммы неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сформированных на начало финансового года, и потребности направления указанных средств на расходы в очередном финансовом году.

Для подтверждения суммы неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов целевого назначения, а также потребности в них в очередном финансовом году тоже применяется данное уведомление.

Следует обратить внимание, что уведомление, заверенное руководителем и главным бухгалтером администратора доходов бюджета, направляется не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания, в адрес соответствующего главного администратора межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с одновременным направлением его заверенной копии финансовому органу бюджета, получающему межбюджетный трансферт.

Бюджетный учет операций

Бухгалтерские записи по предоставлению и возврату межбюджетных трансфертов предусмотрены Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г № 162н.*

При выделении межбюджетных трансфертов в порядке авансирования применяется счет 1 206 51 000 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Зачет субсидий, субвенций и иных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции, иные трансферты.

Зачет отражается по дебету счета 1 302 51 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 1 206 51 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (п. 80 Инструкции № 162н).

А принятие на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) сумм восстановленного в текущем финансовом году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет, полученного в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, должно быть учтено по дебету счета 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 0 205 51 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими организациями, бюджетами межбюджетных трансфертов, отражается по дебету счета 0 205 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 0 206 51 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Рассмотрим нюансы возврата остатков в бюджетном учете на примере.

Пример

Уполномоченный орган госвласти субъекта РФ предоставил межбюджетные трансферты в порядке авансирования бюджету муниципального образования на 1 900 000 руб. Отчет об израсходовании этих средств муниципальным образованием был утвержден в сумме 1 800 000 руб. Остаток межбюджетного трансферта возвращен вышестоящему бюджету. В учете операции отражаются так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Предоставлены бюджетные трансферты в порядке авансирования* 1 206 51 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1900
Приняты расходы по межбюджетному трансферту* 1 401 20 251
«Расходы по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 302 51 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1800
Учтена сумма авансовых платежей по предоставленным межбюджетным трансфертам* 1 302 51 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 206 51 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1800
Начислена сумма, подлежащая возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных бюджетных трансфертов 1 205 51 560
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
1 206 51 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
100
Принята сумма восстановленного в текущем финансовом году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
1 205 51 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
100

Из приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162Н

Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению

Счет 020600000 "Расчеты по выданным авансам"

79. Учет расчетов по выданным авансам ведется в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) на следующих счетах:

020651000 "Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";*


80. Операции по счету оформляются на основании договоров, контрактов, документов поставщиков, подрядчиков, исполнителей следующими бухгалтерскими записями:

перечисленные авансы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 "Расчеты по выданным авансам" (020621560-020626560, 020631560-020634560, 020641560, 020651560, 020661560, 020662560, 020672560, 020673560, 020675560, 020691560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 020100000 "Денежные средства учреждения" (020121610, 020127610), 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" (030405221-030405226, 030405241, 030405251, 030405261, 030405262, 030405290, 030405310-030405340, 030405520, 030405530, 030405550);*

Счет 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"

101. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в соответствии с КОСГУ на следующих счетах:

030251000 "Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";*


102. Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:


суммы начисленных субсидий, субвенций, трансфертов отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030241730, 030242730, 030251730-030253730) и дебету счетов 040120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям", 040120242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", 040120251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", 040120252 "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", 040120253 "Расходы на перечисления международным организациям";*


зачет субсидий, субвенций предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции, отражается по дебету счетов 030241830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 030251830 "Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" и кредиту счетов 020641660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 020651660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль