КВР и КОСГУ для предоставленного сотруднику займа

818

Вопрос

В соответствии с Положением об условиях и порядке предоставления работникам беспроцентных займов, утвержденного приказами руководителя учреждения от 06.08.2013 года №193, от 12.12.2013 года №304/1, сотрудникам федерального бюджетного учреждения выданы займы с 2014 по 2016 годы. Данная сумма отражена в бухгалтерском учете по счету 207.14 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам». Согласно п. 4.2. данного положения сумма займа, предоставляемая работнику, погашается путем ежегодного списания на финансовый результат равных долей задолженности в течение 10 лет. При этом, в случае прекращения трудовых отношений с учреждением работник возмещает учреждению оставшуюся, т.е. несписанную сумму займа и уплачивает проценты за пользования денежными средствами. В связи с прекращением трудовых отношений с работником осуществлен возврат займа в 2016 году в размере 135 000,00 рублей. По какому КВР, КОСГУ отражать предоставление займа в 2016 году? Как отражать в учете возврат работником части займа, как доход (вид дохода, КОСГУ) или восстановление расхода (вид расхода, КОСГУ)?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

С 2016 года коды КОСГУ для детализации оплаты не применяются (нужны только для бухгалтерского учета и отчетности). Но это актуально только для расходов. А в части источников финансирования дефицита средств платежи по-прежнему отражаются по кодам КОСГУ (п. 8.1 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 г. № 81н).

Расчеты по займам – это операции с источниками финансирования дефицита средств (ИФДС). А значит, при предоставлении займа нужно применять статью 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам», а при погашении займа - статью 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

Обоснование

Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухгалтерского учета


Нормативная база

Основой для формирования балансовых счетов государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями является Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Порядок применения Единого плана счетов установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция к Единому плану счетов № 157н).

Порядок формирования балансовых счетов зависит от типа учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения ведут бухучет (в т. ч. формируют балансовые счета) в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗИнструкцией к Единому плану счетов № 157н, другими нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет, в частности:

Инструкцией № 174н – в части ведения бухучета бюджетными учреждениями;

Инструкцией № 183н – в части ведения бухучета автономными учреждениями.

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет (в соответствии с Инструкцией № 162н). Балансовые счета для отражения таких операций формируйте в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

Структура счета

Структура любого счета такова:

Разряды
1–17 18 19–21 22 23 24–26
Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий Код вида финансового обеспечения (деятельности) Код синтетического счета Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета
Код объекта учета Код аналитического счета
группа вид

Порядок формирования

Порядок формирования счета в Рабочем плане счетов и в проводках различается.

Когда составляете Рабочий план счетов, номера счетов отразите так:

в 1–17 разрядах укажите нули;

в 18–26 разрядах укажите девятизначный код счета бухучета.

Об этом сказано в пункте 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, абзаце 6 пункта 2.1 Инструкции № 174н, пункте 3Инструкции № 183н.

А в проводках в отдельных разрядах счета вместо нулей надо проставлять аналитический код. Делайте это в таком порядке:

в 1–4 разрядах отражайте нули. А с 2017 года здесь нужно будет указывать аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения. Но сделать это можно и раньше – уже в 2016 году. Если вы решили так поступить, закрепите свой выбор в учетной политике (п. 3 Инструкции № 157н);

в 5–14 разрядах отражайте нули, если другое не предусмотрено учетной политикой;

в 15–17 разрядах укажите код вида поступлений или выбытий, соответствующий:
– аналитической группе подвида доходов бюджетов;
– коду вида расходов;
– аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов.*

Правила формирования счетов бухучета при составлении проводок внесите в учетную политику (см. пример приказа о внесении изменений).

Об этом сказано в пункте 21.2 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункте 2.1 Инструкции № 174н, пункте 3Инструкции № 183н.

Разряды с 18-го по 26-й представляют собой девятизначный код счета бухгалтерского учета.

На месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), под который подпадает та или иная операция, укажите код (КФО):

2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

КФО 1 – (деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы России (бюджетная деятельность)) – бюджетные и автономные учреждения применяют в части исполнения публичных обязательств.

На месте разрядов 19–23 укажите пятизначный код синтетического счета в соответствии с Единым планом счетов.

Порядок формирования разрядов 24–26 для бюджетных и автономных учреждений различен.

Так, автономные учреждения на месте 24–26-го разрядов должны указать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности. Целесообразно эти коды установить аналогичными кодам

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Ситуация: может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход)

Однозначного ответа законодательство не содержит.

При этом в отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.

Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.

В отношении автономных учреждений официальных разъяснений Минфина России о запрете на предоставление займов нет. В Законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ такой запрет также не установлен. Вместе с тем положения законодательства о распоряжении средствами от деятельности, приносящей доход, для данного типа учреждений аналогичны положениям для бюджетных учреждений. То есть автономные учреждения, так же как и бюджетные, вправе использовать средства, полученные от такой деятельности, только для достижения целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 298 ГК РФч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Учитывая позицию Минфина России по этому вопросу, выдачу займа (ссуды) сотрудникам целесообразно согласовать с учредителем.

Следует отметить, что ранее (в письме от 14 июня 2012 г. № 02-05-11/2131) Минфин России в разъяснениях о применении кода КОСГУ в соответствии со своим приказом от 21 декабря 2011 г. № 180н указывал на то, что расходы на предоставление сотрудникам займов (ссуд) следует отражать по статье КОСГУ 540«Увеличение задолженности по бюджетным кредитам». При этом указаний о запрете выдавать займы (ссуды) не было. Поэтому если раньше, до выхода письма Минфина России о неправомерности выдачи займа, учреждение такой заем выдало, то в бухучете нужно сделать следующие проводки.

В учете бюджетных учреждений:

При предоставлении займа (ссуды) в безналичной форме сделайте проводку:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– перечислен заем (ссуда) на счет сотрудника;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

При выдаче займа (ссуды) из кассы сделайте запись:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.34.610
– выдан заем (ссуда) сотруднику учреждения из кассы;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств из кассы учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 7385101 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01207.00забалансовый счет 18).

Пример отражения в учете операций по предоставлению займа сотруднику

12 января 2015 года бюджетное учреждение «Альфа» выдало кладовщику П.А. Беспалову процентный заем на приобретение жилья за счет собственных доходов. Срок возврата – 12 января 2020 года. Сумма займа составляет 360 000 руб. Предоставление займа сотруднику крупной сделкой не является, поэтому согласие учредителя на ее совершение учреждение не получало.

По договору сотрудник возвращает заем частями по 6000 руб. ежемесячно. Размер процентов по договору составляет 7,75. Сумму займа и проценты сотрудник перечисляет на лицевой счет учреждения ежемесячно.

Бухгалтер сделал в учете следующие записи.

12 января 2015 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– 360 000 руб. – перечислен заем на счет сотрудника;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– 360 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

30 января 2015 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 1605 руб. (360 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 21 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833, договора займа).

6 февраля 2015 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 7605 руб. (6000 руб. + 1605 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 7605 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.*

27 февраля 2015 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 2105 руб. (354 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 28 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833, договора займа).

2 марта 2015 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 8105 руб. (6000 руб. + 2105 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 8105 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Ежемесячно до окончательного расчета с сотрудником бухгалтер «Альфы» отражал в учете начисленные ему проценты, а также внесение сотрудником средств на счет учреждения.

Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как участнику отразить в бухучете перечисление заказчику денежного обеспечения заявки на участие в закупке и его возврат

При проведении конкурса и аукциона заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие. Одним из способов обеспечения является внесение денег – залога. Денежное обеспечение заявки участник должен перечислить на счет:

заказчика – при участии в конкурсе;

оператора электронной площадки (далее – оператор ЭП) – когда участвует в электронном аукционе.

Такой вывод следует из положений пункта 7 статьи 42, частей 1258 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В бухучете перечисление и возврат обеспечения отражайте на счете 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

<…>

В учете бюджетных учреждений:

Расчеты по обеспечению – это операции с источниками финансирования дефицита средств (ИФДС). Ведь деньги, которые учреждение перечисляет, не являются расходами, но приводят к уменьшению остатка на лицевом счете. А значит, нужно применять статью КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов». Такие разъяснения дает Минфин России в письме от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261. Это мнение разделяет Казначейство России в письме от 19 января 2016 г. № 07-04-05/02-35 и рекомендует территориальным органам применять его в работе.

Для справки: с 2016 года коды КОСГУ для детализации оплаты не применяют (нужны только для бухгалтерского учета и отчетности). Но это актуально только для расходов. А в части ИФДС платежи по-прежнему отражаются по кодам КОСГУ (п. 8.1 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).*

В учете сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Перечислены деньги заказчику (оператору ЭП) в качестве обеспечения заявки 0.210.05.560 0.201.11.610
Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 610)

Возврат средств обеспечения от заказчика или оператора ЭП (в установленных случаях) отразите по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» (письмо Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261) и сделайте проводку:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено поступление средств обеспечения, возвращенных заказчиком (оператором ЭП) 0.201.11.510 0.210.05.660
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

Такой порядок следует из пунктов 7298 Инструкции № 174н, пункта 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтвержден положениями письма Минфина России от 1 июля 2015 г. № 02-07-07/38257.

<…>

Из приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65Н

"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

3.1.3. Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов

Статья 540. Увеличение задолженности по бюджетным кредитам

На данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, государственных кредитов иностранным юридическим лицам и правительствам иностранных государств, бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), бюджетных кредитов за счет средств, поступивших от возвратов ранее выданных бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, юридическим лицам.

На данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся также операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты Российской Федерации.*

Статья 640. Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам

Данная статья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов отражает операции по поступлению средств от погашения предоставленных ранее за счет средств бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных кредитов бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, физическими и юридическими лицами, государственных кредитов иностранными юридическими лицами и правительствами иностранных государств.*

Из приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81Н

О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения


«8.1. В Таблице 2:

по строкам 500, 600 в графах 4-10 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта Плана либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года;

в графе 3 по строкам 110-180, 300-420 указываются коды классификации операций сектора государственного управления, по строкам 210-280 указываются коды видов расходов бюджетов;*»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль