ТО и ремонт: возможность заключить один госконтракт

80

Вопрос

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1084 от 20.10.2014 установлена методика определения нормативных затрат на техническое обслуживание оборудования и ремонт (отдельными формулами). Можно ли заключить один государственный контракт на ТО и ремонт?  Либо нужно заключать два отдельных государственных контракта?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Методика определения нормативных затрат на техническое обслуживание оборудования и ремонт, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 1084 от 20.10.2014, содержит формулы расчета затрат на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт. Расчет затрат на ТО и ремонт оборудования производится по одной формуле.

Вы вправе заключить один контракт, предметом которого будет и ремонт, и ТО одинакового оборудования. Ведь данные работы технологически взаимосвязаны и такая закупка не приведет к ограничению конкуренции (как правило организации, выполняющие ТО оборудования, производят и его ремонт).

Более подробно о соблюдении принципа обеспечения конкуренции рассказано в рекомендации 2.

Обоснование
 

Из рекомендации
Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как сформировать техническое задание

Описание объекта закупки

В этом разделе наиболее полно и точно опишите все особенности объекта и его характеристики. В том числе укажите общее количество товаров (объем работ, услуг), а когда это сделать не получится – цену единицы работы (услуги).

Когда описываете сам объект закупки, используйте стандартные показатели (требования, условные обозначения и терминологию) технических и качественных характеристик объекта. Их можно взять, к примеру, из техрегламентов, стандартов (других законодательных актов о техническом регулировании). Если это невозможно, то обоснуйте необходимость использования других показателей (требований, обозначений, терминологии).

Перечень сведений и требований при составлении техзадания может варьироваться в зависимости от каждого конкретного объекта закупки.

Не забудьте, что при описании объекта закупки нельзя указывать наименования организаций-изготовителей, товарные знаки, знаки обслуживания и т. д. Данные действия приведут к ограничению конкуренции и, как следствие, к нарушению законодательства о закупках.

Также к ограничению количества участников приведет желание приобрести в рамках одной закупки (одного лота) разноплановую продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную между собой.

Приведем примеры закупок, которые нельзя включать в одну, так как это приведет к ограничению количества участников.

Во-первых, в рамках одной закупки нельзя объединить услуги по охране объекта при помощи средств охранно-пожарной сигнализации и по техническому обслуживанию самой сигнализации. ФАС России разъяснила, что это относится к разным рынкам услуг. Ведь охранные организации, как правило, обслуживанием сигнализаций не занимаются.

Во-вторых, конкуренцию ограничит объединение в одну закупку работ по капремонту и подготовке проектной документации. Минэкономразвития России пояснил почему. Эти работы технологически и функционально не связаны друг с другом. А значит, не все потенциальные участники будут готовы выполнить их для нужд заказчика.

Это следует из части 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития Россииот 21 сентября 2015 г. № ОГ-Д28-12742от 10 марта 2015 г. № Д28и-442ФАС России от 21 мая 2014 г. № АЦ/20578/14.

Поэтому при планировании закупки и составлении документации проанализируйте этот момент и при необходимости разбейте закупку на отдельные лоты. А для каждого лота составьте отдельное техническое задание.

<…>

2.Из рекомендации

Принцип обеспечения конкуренции

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следует подчеркнуть, что в силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исходя из п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок – это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Законом о контрактной системе), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Необходимо отметить, что конкуренция также регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В силу ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Следует отметить, что исходя из ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ нарушение правил, установленных этой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Целесообразно обратить внимание на то, что согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица.

Так, например, в силу ч. 2 ст. 7.30 КоАП отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в ч. 2 ст. 7.30 КоАП - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб.

Согласно ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.

Также целесообразно привести позицию ФАС России, изложенную в Методических рекомендациях для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания, утвержденных этой же службой.

Так, позиция ФАС России заключается в том, что исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона № 135-ФЗ, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона № 135-ФЗ, не является исчерпывающим.

Как правило, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции, лоты.

Вместе с тем, при рассмотрении аналогичных вопросов ФАС России установлено, что многие поставщики детского питания не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию ассортимент. При этом многие поставщики имеют возможность поставить часть требуемого ассортимента.

Таким образом, в случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников аукциона увеличится. Разделение продуктов детского питания на лоты при проведении подобных аукционов способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие в аукционах производителей.

При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования ст. 17 Закона № 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Таким образом, укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль