8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать доступ к Системе Госфинансы
Учет в учреждении

Учет сумм использованного резерва для целей налогового учета по виду деятельности приносящей доход

6 августа 2017
19
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Учреждение в конце 2016 года создает резерв на 2017 год на оплату отпусков по основной и иной приносящей доход деятельности. По иной приносящей доход деятельности учреждение приняло решение создать резерв и в налоговом учете. Какими проводками отразить суммы использованного резерва для целей налогового учета по виду деятельности приносящей доход (КФО2)? Будет ли возникать разница между бухгалтерским и налоговым учетом?

Ответ

Отвечает Наталья Кузнецова, эксперт

Налоговый учет не предусматривает составление проводок. Учет ведется в регистрах налогового учета. А Расчет налоговой базы производится непосредственно в декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572.

Различий между бухгалтерским и налоговым учетом резервов может не быть.

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета необходимо прописать в учетной политике (см. Рекомендацию по составлению учетной политики для целей налогообложения).

Подробнее смотрите в обосновании.

Обоснование
 

1.Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Какие резервы можно создать в налоговом учете

Учреждения могут создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Такие резервы учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 267.3, подпункте 19.3 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Решение о создании резервов учреждение принимает самостоятельно. Такое решение закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Там же закрепите порядок формирования резервов и виды расходов, в отношении которых они создаются. Об этом сказано в абзаце 1 пункта 2 статьи 267.3, абзаце 5 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если при составлении учетной политики учреждение не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Следует учитывать, что создавать резервы могут только учреждения, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления. Учреждения, применяющие кассовый метод, создавать резервы не вправе. Любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Размер создаваемого резерва определяйте на основании смет расходов, разработанных и утвержденных на срок не более трех лет (п. 3 ст. 267.3 НК РФ).

Сумму отчислений в резерв включите в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20 процентов от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при налогообложении. Об этом сказано в пункте 3 статьи 267.3 Налогового кодекса РФ.

Если учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов, расходы, в отношении которых он сформирован, списывайте за счет такого резерва (абз. 2 п. 2 ст. 267.3 НК РФ).

Сумму резерва, которую учреждение не полностью использовало для осуществления расходов, предусмотренных сметой, нужно включить в состав внереализационных доходов. Сделать это следует на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

Если сумма резерва будет меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разницу между указанными суммами включите в состав расходов, учитываемых при налогообложении.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 267.3 Налогового кодекса РФ.

Помимо резерва предстоящих расходов (сформированного по правилам ст. 267.3 НК РФ), учреждения вправе создавать и другие предусмотренные налоговым законодательством резервы, а именно:

Ситуация: можно ли в налоговом учете создавать резерв предстоящих расходов в отношении затрат, по которым предусмотрен специальный порядок формирования резервов (например, на оплату отпусков, ремонт основных средств)

Да, можно.

Государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением деятельности, приносящей доход (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Перечень расходов, в отношении которых может быть создан такой резерв, не конкретизирован. Поэтому учреждению нужно самостоятельно определить и закрепить в учетной политике виды расходов, в отношении которых будут созданы резервы предстоящих расходов (абз. 1 п. 2 ст. 267.3, абз. 5 ст. 313 НК РФ).

При этом Налоговый кодекс РФ не содержит положений, которые обязывают учреждения формировать резервы предстоящих расходов (в отношении рассматриваемых расходов) в порядке, установленном указанными статьями.

Таким образом, учреждение может самостоятельно решить, в каком порядке формировать резервы предстоящих расходов в данной ситуации – предусмотренном для некоммерческих организаций или в специальном порядке для отдельных видов расходов. Формирование двух резервов в отношении одних и тех же расходов неправомерно.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 мая 2012 г. № 03-03-06/4/53.

2.Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Журнал «Учет в учреждении» - рекомендации с практическими примерами, проводками и ссылками на нормативно-правовые документы, готовятся при участии специалистов Минфина.

Справочная Система Госфинансы — База документов, практические рекомендации, экспертная поддержка, сервисы и расчетчики, видео-семинары, журналы, и многое другое.

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» – особенности оплаты труда, расчет отпускных, пособий, надбавок, премий и иных выплат. Бухгалтерский и налоговый учет всех расчетов.

Школа главбуха госучреждения — курсы повышения квалификации для бухгалтеров госучреждений по всем направлениям деятельности. Соответствуют профессиональному стандарту «Бухгалтер».

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.