8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Заимствование средств ОМС и последующее их восстановление

  • 2 августа 2017
  • 1066
  • Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Необходим совет: 1) по отражению вынужденного заимствовования денежных средств из ОМС на нужды другого источника финансирования, 2) по снижению рисков нецелевого использования денежных средств. Описание ситуации: Сроки выплаты заработной платы за вторую половину месяца по Коллективному договору - 8 число. На момент выплаты заработной платы имеются только денежные средства ОМС. По средствам федерального бюджета имеет место задержка предоставления субсидии на выполнение гос.задания (остатка денежных средств по федер.бюджету на начало года недостаточно для выплаты заработной платы). В целях своевременной выплаты заработной платы, учреждение вынуждено использовать все имеющиеся денежные средства. Фактически будет произведено временное заимствование денежных средств ОМС. Последующее восстановление средств будет произведено с момента предоставления субсидии на выполнение гос.задания из федер.бюджета. В результате снятие одного риска (несвоевременная выплата зарплаты) влечет за собой возникновение другого риска - нецелевое использование денежных средств. Есть ли решение, позволяющее минимизировать или свести до нуля указанный риск?

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

1.В бухгалтерском учете отразите операцию аналогично приведенной ниже рекомендации.

Заимствование средств ОМС и последующее их восстановление следует отразить в учете аналогично приведенному материалу, с использованием счета 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.145-147 Инструкции №174н):

Дебет 7.304.06.830 Кредит 7.201.11.610 – отражена оплата за счет средств ОМС кредиторской задолженности по заработной плате;

Дебет 4.302.11.830 Кредит 4.304.06.730– отражено уменьшение кредиторской задолженности по субсидиям на госзадание в сумме средств, привлеченных на исполнение обязательств по ОМС.

При поступлении субсидий на госзадание восстановите средства ОМС, израсходованные на оплату кредиторской задолженности.

В учете сделайте записи:

Дебет 7.201.11.510 Кредит 7.304.06.730– восстановление средств ОМС в сумме, привлеченной на оплату.

Внутренним заимствованием принято называть исполнение денежных обязательств за счет другого источника финансового обеспечения, с последующим возмещением привлеченных средств.

При этом Законом № 83-ФЗ3 и Законом № 174-ФЗ4 не предусмотрен иной порядок санкционирования, в т. ч. не установлен запрет на перераспределение средств в зависимости от потребности учреждения.

2.В данной ситуации «снижение рисков» - это согласование временного заимствования средств ОМС с учредителем и ТФОМС.

Следует отметить, что денежные средства, заимствованные из ОМС и восстановленные на счет не являются нецелевым использованием.

При проверке проверяющими может быть сделан вывод о неэффективном расходовании средств в период их отвлечения.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете приобретение основного средства за счет двух источников: частично за счет средств субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Это связано с тем, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Следовательно, один объект основного средства не может представлять собой отдельные инвентарные объекты, учтенные с разными признаками финансового обеспечения. Такой вывод следует из пунктов 41, 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.Оплатить основные средства субсидией (полностью или частично) можно, только если:

  • ОС нужны для выполнения госзадания;
  • покупка ОС предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности.

То есть учитывать такое имущество нужно по КФО 4 – «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».Оплачивать за счет субсидии имущество, которое планируют использовать в платной деятельности, нельзя. Ведь субсидии дают учреждению на конкретные цели – выполнение госзадания, содержание имущества. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частей 3, 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.Поэтому, если вы за счет субсидии оплатили товары для предпринимательской деятельности (например, не было доходов), остаток на счете по учету субсидий нужно восстановить. А имущество учесть по КФО 2 – «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Чтобы восстановить остаток, используйте счет 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 145–147 Инструкции № 174н,п. 173–175 Инструкции № 183н).Порядок отражения в бухучете операций, связанных с приобретением основного средства за счет нескольких источников, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство.

ОС планируется использовать в платной деятельности

Если основное средство планируете использовать в платной деятельности, но на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по КФО 2, в учете сделайте проводки:

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности (соответствующий КВР);

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 4.304.06.830 Кредит 4.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет субсидий на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) и выписки с лицевого счета (соответствующий КВР);

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.304.06.730
– отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет субсидий и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках предпринимательской деятельности (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833);

Дебет 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310) Кредит 2.302.31.730
– отражены затраты на приобретение основного средства;

Дебет 2.101.36.310 (2.101.11.310, 2.101.26.310...) Кредит 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310)
– принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

При поступлении средств от платной деятельности восстановите на счете сумму субсидий, израсходованную на приобретение основных средств (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833). При этом движение средств на лицевом счете не происходит. В учете сделайте записи:

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.304.06.730
– отражено восстановление на счете суммы субсидий, привлеченной на приобретение основных средств (соответствующий КВР);

Уменьшение забалансового счета 18 (КОСГУ 310)
– отражено восстановление кассовых расходов на счете по учету субсидий;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.201.11.610
– отражено уменьшение задолженности в сумме субсидий, привлеченных на приобретение основных средств, за счет поступивших на лицевой счет средств от платной деятельности (соответствующий КВР);

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета по учету средств от платной деятельности.

2.Из статьи журнала

Планирование и анализ

Если денег не хватает, их можно позаимствовать

Татьяна Бахтина, эксперт 

Бюджетные средства, запланированные на ту или иную деятельность (выполнение госзадания или иные цели), не всегда в срок доходят до бюджетных и автономных учреждений. Между тем обязанность своевременно оказывать потребителям госуслуги, выплачивать сотрудникам заработную плату, перечислять в бюджет налоги и рассчитываться с контрагентами по заключенным договорам с них никто не снимал. Единственный выход в данной ситуации — заимствовать свободные деньги из другого источника. Минфин России против этого возражений не имеет1. Но у внутреннего заимствования есть масса подводных камней. Особенно чреваты такие операции в период экономического кризиса.

Принцип действия

Внутренним заимствованием принято называть исполнение денежных обязательств за счет другого источника финансового обеспечения, отличающегося от источника, за счет которого было принято обязательство:

  • в пределах остатка средств на счете учреждения;
  • с последующим возмещением привлеченных средств.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов Инструкцией № 157н предусмотрены, в частности, такие коды вида финансового обеспечения (КФО) бюджетных (автономных) учреждений:

  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

Когда речь идет о внутреннем заимствовании, подразумевается временное перераспределение денежных средств с одного КФО на другой. С последующим восстановлением кассового расхода. Такое заимствование можно осуществлять, к примеру, из средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания или средств от приносящей доход деятельности (далее — ПДД). Главное — понимать, что куда можно, а что нельзя перекидывать.

Задание — неприкосновенно

Минфин России в Комплексных рекомендациях2 разъясняет следующее. Средства субсидии на государственное (муниципальное) задание учитываются на лицевых счетах, открытых бюджетным и автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований). Расходы, источником финансового обеспечения которых являются эти средства, осуществляются без представления учреждениями документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

При этом Законом № 83-ФЗ3 и Законом № 174-ФЗ4 не предусмотрен иной порядок санкционирования, в т. ч.не установлен запрет на перераспределение средств в зависимости от потребности учреждения.

Основная задача учреждения — выполнить задание в нужном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

Аналогичное мнение Минфин России высказывает в своих письмах — от 19.02.2015 № 02-02-07/7996, от 29.01.2013 № 02-13-06/293. Их суть сводится к тому, что в случае достижения экономии средств субсидии, образовавшейся в результате выполнения задания, данные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение задания, не требуется. Нужно лишь внести поправки в план финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД).

Но следует ли из данных разъяснений вывод, что средства субсидии на задание можно запросто использовать при нехватке других запланированных доходов? Попробуем разобраться.

Приносящая доход деятельность

Согласно положениям п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетные и автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом. Причем в отношении бюджетного учреждения норма конкретизирована: речь идет в т. ч. об имуществе, приобретенном за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Для обоих типов учреждений исключением являются особо ценное движимое имущество (закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных им средств), а также недвижимость.

Денежные средства ни к одной из данных категорий не относятся. На это указывают ст. 130 ГК РФ, пп. 3, 3.1, 3.2, 4 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, пп. 11, 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Соответственно, учреждение вправе распоряжаться деньгами (в частности, полученными от ПДД) самостоятельно, что подтверждает ст. 298 ГК РФ, а также ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. В том числе осуществлять выплаты по своим обязательствам.

Однако в плане заимствования денег есть один существенный нюанс. Средства субсидии на задание, по сути, являются целевыми. Они выделяются из соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках задания (ст. 69.1, 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).

Причем для получения субсидии между учреждением и органом-учредителемдолжно быть заключено соглашение (п. 15 Положения № 6715). Аналогичная норма установлена Положением № 6406, которое с 1 января 2016 г. придет на смену Положению № 671. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в т. ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.


ЗАПОМНИТЬ
При оказании в случаях, установленных федеральным законом, государственных услуг (выполнении работ) за плату в пределах госзадания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей этих услуг (работ), — п. 11 Положения № 671, п. 36 Положения № 640. То есть часть нормативных затрат покрывается за счет средств от ПДД.

ЗАПОМНИТЬ
Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения задания осуществляется только при его соответствующем изменении (п. 41 Положения № 640).

В тоже время движение в обратном направлении — заимствование средств от ПДД, если учреждению необходимо погасить денежные обязательства в рамках выполнения задания, а поступление субсидии запаздывает, — допускается. Но и здесь есть определенная опасность. Решением учредителя задание может быть заменено на новое (с уменьшенными показателями объема услуг (работ)), размер субсидии — снижен (это предусмотрено п. 5 Положения № 671), ведь на дворе кризис и бюджет ужимают со всех сторон. В этом случае возмещение произведенных затрат за счет средств из другого источника будет затруднено.

Отметим также, что в государственном (муниципальном) задании (см. форму, утвержденную положениями № 671 и № 640) оговариваются условия о его досрочном прекращении.

В любом случае учреждение должно четко обосновать причины, побудившие его произвести внутреннее заимствование, в случае проверок контролирующих органов.

Налоговые промахи

Не все учреждения считают нужным отражать в учете внутренние заимствования. Такой подход приводит:

  • к грубому нарушению бухгалтерского учета, т. к. каждый факт хозяйственной жизни учреждения является объектом учета (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • ошибкам в формировании налого-облагаемой базы по налогу на прибыль.

Однако в некоторых случаях речь идет о непреднамеренном искажении учета из-за неправильного формирования плана ФХД.

Порядок учета

Пример корреспонденции счетов по отражению операции погашения кредиторской задолженности путем заимствования средств из другого источника был опубликован в письме Минфина России от 04.09.2012 № 02-06-10/3517. Документ написан для бюджетных учреждений, но по аналогии может использоваться и автономными.

По мнению финансового ведомства, оплата кредиторской задолженности (в т. ч. оплата по исполнительному листу), сформированной в рамках соответствующего вида деятельности, производится в пределах остатка денежных средств на лицевом счете 20 «Лицевой счет бюджетного учреждения» (30 «Лицевой счет автономного учреждения») с последующим возмещением привлеченных средств. Для отражения данных операций применяется счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Правила отражения операций по этому счету установлены пп. 145–147 Инструкции № 174н,пп. 173–175 Инструкции № 183н.

Журнал «Учет в учреждении» - рекомендации с практическими примерами, проводками и ссылками на нормативно-правовые документы, готовятся при участии специалистов Минфина.

Справочная Система Госфинансы — База документов, практические рекомендации, экспертная поддержка, сервисы и расчетчики, видео-семинары, журналы, и многое другое.

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» – особенности оплаты труда, расчет отпускных, пособий, надбавок, премий и иных выплат. Бухгалтерский и налоговый учет всех расчетов.

Школа главбуха госучреждения — курсы повышения квалификации для бухгалтеров госучреждений по всем направлениям деятельности. Соответствуют профессиональному стандарту «Бухгалтер».

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.