Наше учреждение, казенное (ПБС) централизованная бухгалтерия, обслуживаем несколько ГРБС. Необходимо ли нашему учреждению утверждать положение по ВФК, либо достаточно положения, которое закреплено учетной политикой.

66
Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Наше учреждение, казенное (ПБС) централизованная бухгалтерия, обслуживаем несколько ГРБС. Необходимо ли нашему учреждению утверждать положение по ВФК, либо достаточно положения, которое закреплено учетной политикой. Так же необходимо ли формировать карты ВФК? Она должна быть одна, общая, на все процедуры которые ведет наше учреждение, либо отдельно по всем обслуживаемым ГРБС? Если мы наши процедуры укажем в нашей карте, тогда в картах ГРБС этих процедур не будет? (это же их деятельность). И перед кем мы должны отчитываться (предоставлять журналы) только перед своим ГРБС или перед всеми по которым ведем учет?

Ответ

Справочная Система для бухгалтеров и экономистовбюджетных, казенных и автономных учреждений- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Ваш вопрос от 22.05.2017«»Отвечает Ваш персональный экспертВ соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и п. 5 Инструкции № 157н, руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 № 02-07-05/9219). В соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями. Схема взаимоотношений между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением предполагает передачу только функций, связанных с ведением бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета и составлением отчетности. Т.е. централизованной бухгалтерии можно передать лишь полномочия в области ведения бюджетного (налогового) учета и составления отчетности. Все функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, а также административные функции осуществляются самими обслуживаемыми учреждениями. Согласно ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ ГРБС (РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений. Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены: на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам; на соблюдение стандартов составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета получателями бюджетных средств; на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.Согласно п. 15 приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.Таким образом, ГРБС не вправе передавать полномочия, закрепленные за ним в ст. 160.2-1 БК РФ, по осуществлению внутреннего финансового контроля подведомственных учреждений централизованной бухгалтерии.Приводим рекомендацию из системы Вип Госфинансы: Как создать систему внутреннего контроля в учреждении http://vip.gosfinansy.ru/#/document/11/44034/backlinkanchor18/ОбоснованиеБюджетный кодекс РФ<…>Статья 160.2-1. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита1451. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.<…>5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.<…>Приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356<…>Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля<…>15. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н.<…>Из рекомендацииНаталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля институтадополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.Как создать систему внутреннего контроля в учрежденииНормативная база внутреннего контроляВсе учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, нужно организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ.Чтобы организовать систему внутреннего контроля в учреждении, можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».Учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:государственного финансового контроля;финансового контроля со стороны вышестоящего ведомства.Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, письмо Минфина России от 22 января 2016 № 02-10-08/2347). Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам;на соблюдение стандартов составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета получателями бюджетных средств. О том, в каких случаях бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет, см. Какие формы нужно сдавать бюджетному и автономному учреждению в составе бухгалтерской отчетности;на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, учреждение заинтересовано проводить самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Казначейство России.Внимание: Контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ).<…>Кто несет ответственность за организацию бухучета в учрежденииВедение бухучета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).Он обязан выбрать один из следующих вариантов, закрепив его в учетной политике:возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или другого сотрудника учреждения;передать по договору ведение бухучета другой организации (централизованной бухгалтерии).Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.Внимание: решение о передаче ведения бухучета централизованной бухгалтерии (специализированной организации) вправе также принять учредитель. Но это должно быть установлено в уставе учреждения. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 24 апреля 2012 г. № 02-06-10/1469.Если у учреждения есть обособленные подразделения, руководитель вправе возложить обязанность вести бухучет:на бухгалтерию учреждения;на бухгалтерию структурного подразделения (в т. ч. в части отдельных объектов учета).Выбранный вариант нужно закрепить в положении о структурном подразделении и учетной политике учреждения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 апреля 2014 г. № 02-01-11/18098 и от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3684.Из рекомендации «Как организовать бухучет»<…>Из статьи журнала «Учет в сфере образования», №9 Сентябрь 2015Как организовать работу централизованной бухгалтерииОпределите, нужна ли централизация<…>Закон не запрещает централизованной бухгалтерии вести учет по договору аутсорсинга с учреждениями, подведомственными стороннему ГРБС или другого уровня бюджетаВ то же время качество работы улучшается за счет того, что можно быстрее получить своевременную и достоверную информацию о состоянии расчетов и учета. Для образовательного учреждения централизация учета облегчает свод периодической и годовой отчетности. Она также обеспечивает оптимальные условия для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, подведомственных одному распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств (ГРБС). Полномочия по ведению учета целесообразно передать, если:несколько учреждений заняты в одной сфере деятельности;в каждом из этих учреждений объем работ по ведению учета невелик.В таком случае создают внутриведомственную централизованную бухгалтерию. Гораздо реже встречается межведомственная централизация учета. Она характерна, например, для муниципальных образований. Они формируют централизованные бухгалтерии для ведения бюджетного учета учреждений всего района независимо от сферы деятельности.Централизованной бухгалтерии можно передать лишь полномочия в области ведения бюджетного (налогового) учета и составления отчетности. Все управленческие функции обслуживаемое учреждение обязано выполнять самостоятельно<…>Из Журнала «Учет в бюджетных учреждениях», №3 Март 2017Составьте договор с централизованной бухгалтериейЦентрализованная бухгалтерия ведет бухгалтерский и налоговый учет учреждений по договору бухобслуживания. Этот документ содержит права и обязанности сторон, объем переданных полномочий. В договоре прописывают:порядок взаимодействия;правила передачи первичных и других документов на бумажном носителе или в электронном виде;ответственность централизованной бухгалтерии за бухучет, документы и внутренний контроль;требования к квалификации сотрудников централизованной бухгалтерии.Учтите, что на централизацию можно передать лишь полномочия по ведению бухучета и составлению отчетности. Все управленческие функции обслуживаемое учреждение обязано выполнять самостоятельно.<…>
Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать
    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2018 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении». 
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

      Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль