8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Порядок заполнения путевых листов директором совмещающим должность с водителем

  • 3 декабря 2018
  • 4

Вопрос

В небольшом бюджетном учреждении директор учреждения совмещает должность директора с водителем УАЗ, в путевом листе расписывается: за водителя, механика и за диспетчера. Еще самостоятельно ставит штамп о прохождении медицинского осмотра перед рейсом. Какие риски несет учреждение и сам директор учреждения, заполняя таким образом путевые листы?

Ответ

Если директор учреждения совмещает должность директора с водителем, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры. За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, а также за нарушение порядка проведения обязательных осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Если в путевых листах отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, учреждение оштрафуют.

Обязанность механика по проведению предрейсового техосмотра можно возложить и на директора, если он отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию. Однако сделать это можно только при условии оформления совмещения на должность контролера технического состояния автотранспортных средств. Если у Вас в организации сотрудником, который отвечает за эксплуатацию транспорта, является директор, то он вправе подписывать путевые листы при выезде автомобиля и возвращении его в гараж за диспетчера-нарядчика.

Обоснование

Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

Ответственность

Что будет, если привлечь к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр

За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, предусмотрена административная ответственность.

Трудовая инспекция может оштрафовать:

 организацию на сумму от 110 000 до 130 000 руб.;

 должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;

 предпринимателя на сумму от 15 000 до 25 000 руб.

Повторное нарушение влечет:

 для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

 для должностных лиц организации – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

 для предпринимателя – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Основание – части 3 и 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

О нарушении инспекторы могут узнать из жалобы сотрудника или в ходе проверки.

Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей

За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.

Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:

 для граждан – от 1000 до 1500 руб.;

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;

 для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

– руководителя – на 5000 руб.;

– организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ).

При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 № 835н.

За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, а также за нарушение порядка проведения обязательных осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.

Обратите внимание: по общему правилу обязательно проводить предрейсовые медосмотры только сотрудников, которые работают в должности водителя. Однако, если сотрудник не является по должности водителем, но фактически его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он обязан проходить предрейсовые медосмотры. Например, это курьеры, которые занимаются доставкой на служебном автомобиле, или менеджеры, работа которых связана с постоянными разъездами (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ, ст. 213 ТК РФ, постановление Верховного суда РФ от 19 декабря 2016 № 18-АД16-173).

Если сотрудник, который не является по должности водителем, периодически использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медосмотры. Однако в целях безопасности по соглашению с сотрудником такие медосмотры можно проводить. Кроме того, с таким сотрудником можно заключить допсоглашение, по которому возложить на него дополнительные обязанности водителя. В этом же допсоглашении пропишите обязанность проходить медосмотры.

Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только если он оформлен по совмещению на должность контролера технического состояния автотранспортных средств.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации должно быть назначено отдельное должностное лицо – контролер технического состояния автотранспортных средств. Такая должность должна быть обязательно предусмотрена в штатном расписании организации. Это следует из пункта 4 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также подпункта 3 пункта 6, пункта 28 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, пункта 16.1 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.

Квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств установлены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

Так, специалист, претендующий на такую должность, должен отвечать одному из следующих требований:

 наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

 наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

 наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Вместе с тем, трудовую функцию контролера технического состояния автотранспортных средств может исполнять в порядке совмещения и другой сотрудник, который отвечает квалификационным требованиям и прошел аттестацию, в том числе водитель (ст. 60 ТК РФ).

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра можно возложить и на водителя, если он отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию. Однако сделать это можно только при условии оформления совмещения на должность контролера технического состояния автотранспортных средств.

Путевой лист заполняйте по новым правилам

Документ

Обязательные реквизиты и правила, по которым заполняют путевые листы, утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152

Обратите внимание: бюджетное учреждение может использовать как унифицированные, так и самостоятельно разработанные формы путевых листов. Унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. А документ, который вы разработали самостоятельно, должен включать в себя все обязательные реквизиты. У путевого листа их 14 (см. шпаргалку). Их можно дополнить исходя из особенностей деятельности учреждения (п. 8 приказа № 152). Поэтому перепроверьте, все ли реквизиты присутствуют в вашем путевом листе.

Независимо от того какой путевой лист используете (унифицированный или нет), закрепите выбранный вариант в учетной политике.

Обязательные реквизиты путевого листа

7. Подпись и Ф. И. О. работника, который ставит в путевом листе показания одометра, дату и время.

8. Показания одометра при выезде из гаража и при заезде в гараж.

9. Дата и время выезда из гаража и заезда в гараж.

10. Ф. И. О. водителя.

11. Дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя.

12. Штамп, подпись и Ф. И. О. медицинского работника, который проводит медосмотр.

13. Отметка о предрейсовом контроле технического состояния машины с датой и временем.

14. Подпись и Ф. И. О. контролера технического состояния машины.

Отметка о предрейсовом осмотре машины

Теперь в путевом листе обязательно должна быть отметка о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Требование проходить предрейсовый технический контроль было и раньше (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Эти сведения указывали, но они не входили в число обязательных реквизитов (см. образец).

Так, механик должен зафиксировать дату и время проверки машины, поставить свою подпись, фамилию и инициалы.

Если в учреждении нет штатного механика, заключите гражданско-правовой договор на оказание услуг со сторонним специалистом. В таком случае расходы перечисляйте по коду вида расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А в учете отражайте по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.