8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Порядок принятия и распоряжение организационными взносами

  • 3 декабря 2018
  • 9

Вопрос

Детская школа искусств проводит ежегодный Международный конкурс. Данный конкурс включен в муниципальное задание. В Уставе школы написано, что наряду с общеобразовательной деятельностью ведется концертная деятельность. Имеем ли мы право принимать организационные взносы за участие от физических и юридических лиц? Заключать договор на организацию и проведение данного конкурса, выставлять счет и акт оказанных услуг ? На какой код дохода принимать организационный взнос ? Платные услуги (901) или добровольные пожертвования (903) ? На какие нужды мы имеем право израсходовать данные взносы ? Имеем ли мы право из этих взносов выплачивать вознаграждения членам жюри?

Ответ

В законодательстве не прописано четкого порядка проведения платных конкурсов. Конкретные правила утверждаются в локальном акте учреждения (положении о проведении конкурса). В нем прописываются условия участия в конкурсе, в том числе оплата организационного взноса.

Одним из условий для признания в целях главы 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно. Согласно положениям п. 2 ст. 248 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги. Поэтому, для целей налога на прибыль организаций взносы, производимые некоммерческим организациям, признаются целевыми поступлениями, не учитываемыми при определении налоговой базы, если их получение не связано с возникновением у некоммерческой организации обязанности оказать передающему лицу услугу и (или) выполнить для передающего лица работу, при выполнении иных условий, установленных п. 2 ст. 251 НК РФ. В противном случае, уплачиваемые взносы следует рассматривать в качестве дохода от оказания услуг и (или) выполнения работ. Об этом разъяснено в письме Минфина России от 14.08.2015 № 03-03-06/4/47186.

Как следует из Вашего вопроса, учреждение проводит конкурс. За участие в конкурсе участники оплачивают взносы. Так как уплата организационных взносов является необходимым условием участия в конкурсе, то такой доход следует рассматривать как компенсацию расходов учреждения на организацию мероприятия и согласно Указаниям № 65н относить на статью КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Так как каждый участник мероприятия будет уплачивать учреждению организационный взнос. То учреждению лучше заключить с каждым участком договор на оплату организационного взноса за участие в мероприятии, а также подписать акт оказанных услуг (выполненных работ).

Бюджетные и автономные учреждения имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она: прямо указана в учредительных документах; служит достижению целей, ради которых учреждение создано (ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ и ч. ч. 6–7 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ). Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п. Доходы от приносящей доход деятельности бюджетное учреждение может самостоятельно использовать, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Поэтому средства от приносящей доход деятельности могут быть выплачены на вознаграждение членам жюри, если это соответствует целям, для которых было создано учреждение и которые указаны в учредительных документах.

Обоснование

Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

 прямо указана в учредительных документах;

 служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Статьей 173 Гражданского кодекса РФ прямо установлено, что сделка, которая противоречит целям деятельности учреждения, ограниченным в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной, если иск будет подан самим учреждением, его учредителем или государственным органом, контролирующим деятельность этого учреждения.

Суды неоднократно поддерживали подобные иски. И сделки, которые противоречили целям создания учреждений, признавали недействительными как совершенные за пределами правоспобности учреждения (определения ВАС РФ от 27 июня 2013 № ВАС-7533/13, от 21 февраля 2012 № А53-1965/2010, Верховного суда РФ от 3 июля 2012 № 48-КГ12-1).

Если сделка признана недействительной, то стороны должны вернуть друг другу все, что по ней получено (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

 казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 № 112н;

 бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

 услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;

 иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учрежденийпорядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Ведь законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, по которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 № 12-08-06/44036).

Бюджетным и автономным учреждениям также нужно учитывать, что плата за основные услуги не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Заниженная стоимость говорит о том, что:

 бюджетные ассигнования на субсидию для госзадания завышены;

 платные услуги оказываются за счет субсидии.

За счет субсидии на госзадание могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет бюджетных средств (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. То есть занижение стоимости платных услуг по сравнению с объемом финансирования таких же услуг по госзаданию влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 № 12-08-06/44036).

Нужно отметить, что убыток по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным слугам) сам по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о том, что учреждение злоупотребляет своим правом и нарушает условия ведения приносящей доход деятельности (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 № 15756/07). Такую деятельность нужно прекращать, если, конечно, нет других веских оснований для ее продолжения.

Порядок использования выручки

Автономное учреждение ограничено в своих действиях лишь одним требованием: оно может использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (ч. 8 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ).

Для учета поступлений и расхода средств от платной деятельности автономные учреждения вправе использовать как расчетные счета в банках, так и лицевые счета в органах Казначейства России (либо в региональных или муниципальных финансовых органах) (письмо Минфина России от 18 апреля 2012 № 02-13-06/1377).

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от платной деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ).

Кроме того, учреждения не вправе:

 самостоятельно заключать крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ);

 размещать полученные денежные средства на банковских депозитах и совершать сделки с ценными бумагами (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ).

Как бюджетному и автономному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ (муниципальные учреждения) средства от платной деятельности отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования. Порядок отражения операций на лицевых счетах устанавливает соответствующий финансовый орган (например, департамент финансов). Это следует из положений части 3 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. У автономных учреждений также есть право учитывать эти средства на счетах в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

В федеральных бюджетных и автономных учреждениях порядок проведения операций со средствами от платной деятельности зависит от типа учреждения.

Бухучет

Денежные средства, полученные от платной деятельности, нужно отражать на счете 201.00 «Денежные средства учреждения». В частности, на нем учитывают средства:

 на счетах;

 в кассе;

 в пути;

 на спецсчетах;

 в денежных документах.

Об этом сказано в пункте 155 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Важно: в части операций по движению денег к счету 201.00 (в т. ч. к счету 201.34 «Касса») в обязательном порядке формируйте забалансовые счета 17 и 18. Также их нужно открывать к счету 210.03.

Аналитический учет по этим забалансовым счетам ведите в многографной карточке (ф. 0504054).

Такой порядок установлен пунктами 365–368 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-03-06/4/47186

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о применении отдельных положений пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одним из условий для признания в целях главы 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно.
Согласно положениям пункта 2 статьи 248 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.
Таким образом, для целей налога на прибыль организаций взносы, производимые некоммерческим организациям, признаются целевыми поступлениями, не учитываемыми при определении налоговой базы, если их получение не связано с возникновением у некоммерческой организации обязанности оказать передающему лицу услугу и (или) выполнить для передающего лица работу, при выполнении иных условий, установленных пунктом 2 статьи 251 НК РФ. В противном случае, уплачиваемые взносы следует рассматривать в качестве дохода от оказания услуг и (или) выполнения работ.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.