8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Требуется ли обязательное включение затрат на командировочные расходы

  • 23 октября 2018
  • 9

Вопрос

Требуется ли обязательное включение затрат на командировочные расходы в стоимость предоставляемых услуг. Заказчик желает отразить в договоре отдельно выполняемую услугу с НДС и отдельно командировочные расходы без НДС? Заказчик хочет разделения нашей услуги от командировочных расходов. До этого включали в стоимость. Он этого хочет для уменьшения суммы НДС. (На услугу начислить НДС, а на командировочные - нет) Правомерно ли это?

Ответ

Включать возмещение командировочных расходов со стороны заказчика можно, если учреждение само определяет размер основной суммы вознаграждения за услугу.

Что включать в стоимость указывают в порядке определения размера платы за услуги.

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываете услуги.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель.

Автономные учреждения сами определяют стоимость своих основных платных услуг.

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами.

Основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются из бюджета. Требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости. Плата за основные услуги не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Если командировочные расходы включали в стоимость аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, учреждение должно установить плату с учетом командировочных расходов. Иначе учреждение занизит стоимость платы.

Если учреждение не оказывает аналогичные услуги в рамках государственного (муниципального) задания, включать командировочные расходы необязательно.

Это законные требования к плате за услуги учреждения. Что касается договорных отношений, то стороны договора могут свободно устанавливать именно те права и обязанности по договору, которые им нужны (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Исполнитель несет затраты на исполнение договора, если иное не предусмотрено договором (ст. 309.2, п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). Это значит, что в договор можно включить условие, которое перекладывает обязанность нести расходы на исполнение части обязательства на заказчика.

НДС на командировочные расходы безопаснее начислить. Минфин России придерживается именно такой точки зрения (письма от 23.11.2015 № 03-07-11/67917, от 22.04.2015 № 03-07-11/22989, от 22.10.2013 № 03-07-09/44156). Другой подход может привести к спорам с контролирующими органами.

Обоснование

Из рекомендации

Как проверить деятельность, приносящую доход

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

 услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;

 иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для казенных учреждений порядок, как определить плату за услуги и работы, устанавливает вышестоящий орган власти (п. 3.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Ведь законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, по которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 № 12-08-06/44036).

Бюджетным и автономным учреждениям также нужно учитывать, что плата за основные услуги не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Заниженная стоимость говорит о том, что:

 бюджетные ассигнования на субсидию для госзадания завышены;

 платные услуги оказываются за счет субсидии.

За счет субсидии на госзадание могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет бюджетных средств (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. То есть занижение стоимости платных услуг по сравнению с объемом финансирования таких же услуг по госзаданию влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 № 12-08-06/44036).

Нужно отметить, что убыток по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным слугам) сам по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о том, что учреждение злоупотребляет своим правом и нарушает условия ведения приносящей доход деятельности (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 № 15756/07). Такую деятельность нужно прекращать, если, конечно, нет других веских оснований для ее продолжения.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.