8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Является ли сумма возмещения госпошлины внереализационным доходом

  • 25 ноября 2018
  • 0

Вопрос

Возможно, поступление средств от ответчика в кассу учреждения, Дебет 2.201.34.510? Является ли сумма возмещения госпошлины ответчиком и сумма возврата им задолженности внереализационным доходом. Нужно ли уплачивать налог на прибыль и отражать эти суммы в декларации по налогу на прибыль?Нужно ли вернуть эти деньги в бюджет или можно потратить на текущие расходы, отразив в ПФХД

Ответ

1. Возможно, если в исполнительном документе не указаны реквизиты лицевого счета, на который должны быть перечислены суммы ответчиком.

2. Возмещение госпошлины и задолженности учтите в составе внереализационных доходов (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-05/29184).

Но, если деньги были ранее израсходованы за счет средств целевого финансирования, полученные средства в доходы не включайте. В этом случае учреждение не получает экономической выгоды, значит, налогооблагаемого дохода нет.

Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Дополнительные разъяснения дают специалисты Минфина России в письмах от 10 ноября 2017 № 03-03-06/3/74209, от 13 октября 2016 № 03-03-10/59757.

Для того, чтобы полученные средства признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий.

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

3. Дебиторскую задолженность прошлых лет перечислите в доход бюджета, если кассовый расход прошел за счет:

лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в том числе если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;

целевых субсидий и субсидий на капвложения. Федеральные учреждения вправе не перечислять дебиторку в доход бюджета, если есть решение учредителя;

бюджетных инвестиций (в форме ЛБО).

Деньгами по возврату средств, уплаченных по госзаданию или платной деятельности, учреждение распоряжается самостоятельно, отразив изменения в ПФХД.

Обоснование

Из рекомендации

Как учесть возвращенную госпошлину при расчете налога на прибыль

Если госпошлину (ее часть) учреждению возвращают из бюджета, причитающиеся суммы учтите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-03-06/2/176, от 18 января 2005 г. № 03-03-01-04/2/8).

При методе начисления датой признания такого дохода является день принятия решения о возврате госпошлины (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если учреждению вернут госпошлину, уплаченную за рассмотрение дела в суде, доход отразите на дату вступления в силу решения суда о возврате сбора. В таком же порядке учитывайте суммы судебных издержек, возмещенные по решению суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-05/29184).

При кассовом методе доход признайте в момент поступления суммы возвращенной госпошлины на лицевой (расчетный) счет учреждения (п. 2 ст. 273 НК РФ). В аналогичном порядке следует признавать в доходах госпошлину, полученную в составе возмещения судебных издержек от ответчика

Из рекомендации «Как учесть госпошлину при налогообложении»

Из рекомендации

Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)

Учреждения, которые получают целевое финансирование и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет этих средств. В рекомендации читайте, как организовать раздельный учет доходов, расходов и документально его подтвердить. Узнаете, как учитывать средства целевого финансирования, целевые поступления. Что понимать под целевым использованием и какие последствия, если его нарушили. Расскажем, как учитывать экономию целевых средств, а также общехозяйственные расходы.

Как вести раздельный учет

Требование вести раздельный учет целевого финансирования действует для учреждений всех типов, в том числе казенных (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2017 № 03-03-06/3/74209, от 12 августа 2013 № 03-03-06/4/32634). Но методики, как его организовать, в законодательстве нет. Поэтому вы можете вести его в любом порядке. Главное, чтобы он обеспечил разделение целевых средств от платной деятельности.

В бюджетном или автономном учреждении для раздельного учета вы можете использовать код синтетического учета «Вид финансового обеспечения (деятельности)» (18 разряд). Например, по счетам доходов:

2.205.00.000 – платные доходы;

4.205.30.000, 5.205.81.000, 6.205.81.000 – целевые (субсидии на госзадание, иные цели, капвложения).

Также для раздельного учета можно использовать данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений)

Подтвердить раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования или целевых поступлений можно налоговыми регистрами.

Учреждения, которые получили целевые средства, обязаны вести раздельный учет таких доходов и произведенных за их счет расходов (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

Но как организовать раздельный учет, в законодательстве не сказано. Поэтому, какие регистры использовать, вы можете решить сами.

К примеру, можно применять формы, рекомендованные МНС России для некоммерческих организаций:

 регистр учета поступлений целевых средств;

 регистр учета использования целевых поступлений;

 регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

А также вы вправе разработать регистры для раздельного учета самостоятельно. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 13 марта 2006 № 03-11-04/2/59. Эти разъяснения обращены к организациям на упрощенке, но им могут следовать и учреждения на общей системе налогообложения.

Помимо ведения регистров учреждение может делать специальные отметки на первичных документах, подтверждающих соответствующие доходы или расходы (например, можно ставить штамп «Целевое поступление»).

Применение разработанных форм и отметок необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Учет целевого финансирования

Как учитывать при расчете налога на прибыль средства целевого финансирования

Средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:

 субсидиям бюджетным и автономным учреждениям;

 лимитам бюджетных обязательств (бюджетным ассигнованиям) для казенных учреждений;

 грантам в пользу учреждений;

 инвестициям, которые получили по инвестиционным конкурсам;

 инвестициям от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;

 средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.

Может возникнуть ситуация, когда контрагент по решению суда возмещает учреждению ранее перечисленные ему средства целевого финансирования. Например, если поставщик не выполнил контракт и суд постановил вернуть деньги. Полученные средства в доходы также не включайте. В этом случае учреждение не получает экономической выгоды, значит, налогооблагаемого дохода нет.

Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Дополнительные разъяснения дают специалисты Минфина России в письмах от 10 ноября 2017 № 03-03-06/3/74209, от 13 октября 2016 № 03-03-10/59757.*

Для того, чтобы полученные средства признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства на финансирование капитальных вложений от иностранных инвесторов признаются целевыми, только если учреждение использовало их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 10 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.* Кроме того, чтобы не учитывать целевые средства при расчете налога на прибыль, должны быть соблюдены другие условия.

На поступления, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ)

Из письма Минфина России от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209

[Налог на прибыль организаций: учет страхового возмещения, сумм возмещения и судебных расходов как внереализационных доходов]

Вопрос

«Налог на прибыль организаций: учет страхового возмещения, сумм возмещения и судебных расходов как внереализационных доходов.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Суммы страхового возмещения, выплачиваемые страховыми компаниями в рамках договора страхования при наступлении страхового случая, в статье 251 НК РФ не поименованы, в связи с этим подлежат учету для целей налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании статьи 250 НК РФ.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, полученные налогоплательщиком средства целевого финансирования не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли у организации, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.

При получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевого финансирования организация не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. В данном случае, по мнению Департамента, ранее потраченные средства целевого финансирования необходимо скорректировать на указанную сумму возмещения.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме

Из рекомендации

Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражайте по коду поступления – 510 «Поступление на счета бюджетов». Не забудьте, если вернули аванс текущего года, отразите восстановление расходов по соответствующему КВР. Об этом сказано в письме Минфина России от 23 декабря 2016 № 02-07-10/77985.

Когда дебиторку нужно перечислить в бюджет

Дебиторскую задолженность прошлых лет перечислите в доход бюджета, если кассовый расход прошел за счет:

 лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в том числе если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;

 целевых субсидий и субсидий на капвложения. Федеральные учреждения вправе не перечислять дебиторку в доход бюджета, если есть решение учредителя;

 бюджетных инвестиций (в форме ЛБО)

Это следует из пункта 2 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 № 82н, статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ, части 3.17 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 № 02-13-06/4131.

Если задолженность в бюджет перечисляет контрагент (дебитор), сообщите ему реквизиты. В том числе:

 реквизиты счета 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;

 код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления.

Если контрагент вернул долг на лицевой счет учреждения или наличными в кассу, деньги в доход бюджета перечислите самостоятельно.

В платежном документе на перечисление в бюджет дебитор или учреждение указывает код доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Этот код нужно детализировать исходя из того, за счет средств какого бюджета были кассовые выплаты. Например, если расходы прошли за счет целевых субсидий из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–20-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4.1 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н.

Когда дебиторку можно использовать в текущем году

Учреждение вправе использовать вернувшуюся дебиторку прошлых лет в текущем году, если расходы ранее делали за счет:

 средств от платной деятельности или за счет субсидий на госзадания;

 целевой субсидии, если на это есть разрешение учредителя.

Об этом сказано в частях 17–18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ, части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ.

В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет поступает на счета учреждения. На лицевом счете эти поступления отражают в порядке, установленном Казначейством России или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод в части целевых субсидий Минфин России в письме от 8 октября 2012 № 02-13-06/4131.

Если учреждение обслуживается в финоргане субъекта РФ (муниципального образования), порядок отражения операций при возврате дебиторки прошлых лет устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ). Так, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же КБК, по которым ранее был расход (п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 № 12-21/98).

Если лицевой счет открыт в органе Казначейства России, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:

 для бюджетных учреждений – приказом Казначейства России от 19 июля 2013 № 11н;*

 для автономных учреждений – приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 № 15н.

Теперь рассмотрим, как органы Казначейства России отражают возврат дебиторской задолженности на лицевых счетах.

1. Возврат по госзаданию или платной деятельности

Такая дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевом счете бюджетного и автономного учреждения (коды 20, 30). Этими деньгами учреждение распоряжается самостоятельно.

Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения будут расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них нужно указать информацию о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В текущем году средства могут быть зачислены по коду доходов (как невыясненные поступления). Тогда подайте в Казначейство России уведомление об уточнении операций (ф. 0531852). И в нем укажите, на какой код вида расходов нужно зачислить поступившие средства

Это следует из пунктов 11, 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 № 11н, пунктов 10, 13 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 № 15н, и разъяснено в письме Минфина России от 23 декабря 2016 № 02-07-10/77985.

Из рекомендации «Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)»

Из рекомендации

Как внести изменения в План ФХД и Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016)

Чтобы внести изменения в План ФХД и (или) Сведения (ф. 0501016), составьте новые План ФХД и (или) Сведения (ф. 0501016). Новые показатели не должны противоречить ранее произведенным кассовым выплатам и показателям плана закупок.

Изменения в показатели по поступлениям и выплатам

Изменения вносите:

1. в показатели по поступлениям, если поступит:

o страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;

o возмещение расходов, которые учреждение произвело ранее (например, пособий от военкомата за время военных сборов);

o сумма ущерба, причиненного сотрудником или сторонним лицом;

2. в показатели по выплатам, если:

o у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;

o образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Такие разъяснения приведены в пункте 19 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 № 81н, и письмах Минфина России от 30 декабря 2014 № 02-07-10/69030, от 12 июля 2012 № 02-13-06/2703.*

Совет: когда составляете План ФХД, старайтесь учесть все ожидаемые доходы и спланировать расходы учреждения в течение предстоящего года.

Сложно запланировать непредвиденные поступления. Например, страховое возмещение от страховой компании, экономию денег по госзакупкам. Но некоторые поступления и выбытия можно учесть в Плане ФХД на этапе утверждения. Например, суммы обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, которые учреждение получает при проведении конкурентных закупок. Чтобы спланировать расходы на следующий год, одновременно нужно составить план закупок, и значит, вы можете подсчитать суммы ожидаемых поступлений. Отразите такие данные в Плане ФХД аналогично возвратным платежам.

Из рекомендации «Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год»

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.