text
Учет в учреждении

Учет взыскания задолженности по решению суда

  • 24 июня 2018
  • 135

Вопрос

Получен исполнительный лист Арбитражного суда с решением о взыскании задолженности за услуги по ремонту компьютерной техники, оказанные по контракту в декабре 2016 года. При этом, данная сумма в 2017 году как кредиторская задолженность казенным учреждением на учет не принята. По какому ВР и КОСГУ необходимо учесть оплату такой задолженности?

Ответ

Расходы на оплату задолженности за услуги по ремонту компьютерной техники, оказанные по контракту в декабре 2016 года, отражайте, исходя из содержания операции, по элементу вида расходов 242, подстатье КОСГУ 225. Саму кредиторскую задолженность следует отразить в учете в сумме, указанной в исполнительном листе, – по сути, это полученные, но не оплаченные работы. Кроме того, суд признал эту задолженность. Такой вывод следует из раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, письма Минфина России от 04.07.2013 г. № 03-03-10/25656.

Обоснование
Коды видов расходов бюджетной классификации в 2018 году

Затраты Код вида расходов (в разрезе групп, подгрупп, элементов) Подтверждающие документы
Подгруппа 830 Исполнение судебных актов

Расходы по судебным актам России и мировым соглашениям по возмещению вреда, который причинен гражданину или организации из-за незаконных действий или бездействия учреждений, органов власти, их должностных лиц. В том числе:

 пени и штрафы по контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

 государственное пособие обвиняемому, которого временно отстранили от должности;

 компенсации за задержку выплат в пользу граждан, кроме компенсации сотрудникам за задержку зарплаты, которая отражается по КВР 853;

 возмещение морального вреда;

 возмещение судебных издержек истцам: госпошлины и других издержек, связанных с рассмотрением дел в судах;

 возврат неосновательного обогащения;

 внесение по судебному решению на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, которые нужны для оплаты судебных издержек;

 возврат по судебному акту излишне уплаченных в бюджет налогов и сборов, которые отменили

Элемент 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда»

Раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н

письма Минфина России от 19 августа 2016 г. № 02-05-11/48659, от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392, от 12 февраля 2016 г. № 02-05-10/7733, от 27 июня 2014 г. № 02-05-11/13346, от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/1334

Расходы по судебным актам, которые предусматривают обязательство России, субъекта РФ, муниципального образования, учреждения выплатить пенсию, пособия, зарплату сотрудникам, оплатить кредиторку по контрактам и т. п. Соответствующие группы, подгруппы и элементы классификации видов расходов

Раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

письма Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-05-11/13346, от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/13347

Из письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-03-10/25656

Об отражении для целей налогообложения прибыли организаций порядка увеличения стоимости проектно-изыскательских работ на основании решения суда

«В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу отражения для целей налогообложения прибыли организаций порядка увеличения стоимости проектно-изыскательских работ на основании решения суда и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 2 статьи 257 Кодекса установлено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
По мнению Департамента, к таким основаниям могут быть отнесены и случаи, когда не принятые заказчиком объемы выполненных работ и стоимость должны быть приняты заказчиком, поскольку на основании решения суда указанные объемы работ и их стоимость признаны затратами, связанными со строительством объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Расходы, связанные с оплатой выполненных работ, в том числе подлежащие уплате на основании судебного решения, возникают исходя из условий договора, предметом которого являются проектно-изыскательские работы соответствующего объекта.
По мнению Департамента, вынесение судебного решения об изменении цены договора (стоимости работ) по иску одной из сторон договора свидетельствует о неправильном применении стороной (сторонами) договора норм гражданского права при заключении или исполнении соответствующего договора в части определения стоимости переданного объекта.

В связи с этим увеличение цены работ следует рассматривать как увеличение расходов, связанных со строительством объекта основных средств, возникших в связи с допущенным в прошлых налоговых (отчетных) периодах неточным отражением налоговой базы в связи с неправильным применением стороной (сторонами) договора положений гражданского законодательства Российской Федерации.»

Как оплатить госпошлину и проценты за пользование чужими деньгами

По решению суда бюджетному учреждению нужно оплатить задолженность по материалам, проценты за пользование чужими деньгами и госпошлину. По какому КВР провести оплату? По какой статье КОСГУ отразить затраты в учете?

Ответ. Оплатите задолженность за поставку материалов по виду расходов 244, статье 340 КОСГУ.Расходы на уплату процентов за пользованием чужими денежными средствами – по элементу вида расходов 831, по статье 290 КОСГУ.

Чтобы выбрать код вида расходов для уплаты госпошлины, учтите следующее. Если учреждение-ответчик по решению суда должно уплатить госпошлину в доход бюджета, расходы отражайте по элементу вида расходов 852, статье 290. Если же учреждение возмещает судебные издержки (госпошлину) истцу – расходы отражайте по коду вида расходов 831, по статье 290 КОСГУ. То есть, если истец выиграет дело, суд взыщет с ответчика судебные издержки в пользу истца (ст. 110 АПК РФ).

Судебные издержки – это покрытие расходов истца на оплату государственной пошлины, труда адвоката, свидетеля, эксперта и т. д.

Оплатите расходы по решению суда

Судом утверждено мировое соглашение, по которому образовательное учреждение обязано оплатить подрядчику стоимость дополнительных работ по ремонту столовой. На дополнительный объем работ договор стороны не заключали. По каким коду вида расходов и статье КОСГУ учреждению провести такие затраты?

Расходы на оплату выполненных работ в рамках мирового соглашения отражайте по элементу вида расходов 243 или 244 (в зависимости от вида ремонта). В бухучете и отчетности указанные расходы проводите по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Иные расходы (пени, штрафы, возмещение вреда) на исполнение судебного акта отражайте по виду расходов 831.

Несмотря на то что учреждение не заключило договор на дополнительный объем ремонтных работ, оно обязано принять и оплатить их. Поскольку суд признал стоимость таких работ затратами, связанными с ремонтом столовой. Такой вывод следует из письма Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-03-10/25656.

Взыскание сумм с образовательных организаций по суду

С 2015 года задолженность по налоговым платежам образовательного учреждения могут взыскать с лицевого счета во внесудебномпорядке. Однако в остальном для госучреждений по-прежнему действует особый порядок взыскания средств. Проанализируем его.

Письмо Федерального казначейства от 4 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-735.

Механизм исполнения судебных решений

В деятельности образовательных учреждений возникает обязанность по уплате принятых обязательств и может образоваться просроченная кредиторская задолженность.

Самые частые причины этого:

 нарушение сроков и порядка расчетов с физическими и юридическими лицами;

 наложение штрафов по административным нарушениям;

 несоблюдение порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Чтобы восстановить права, кредиторы обращаются в суд, который может принять решение о выплате денежных средств в пользу взыскателя. И если судебное решение учреждением по каким-либо причинам не исполняется, взыскание может быть произведено в принудительном порядке.

Обязательность исполнения судебных постановлений установлена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. В статье 6 данного закона указано, что постановления, распоряжения и требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, физических, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

Условия и порядок исполнения судебных актов установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее – Закон об исполнительном производстве).

В настоящее время обязанность по принудительному исполнению судебных актов возложена на структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов.

Однако, чтобы не нарушать баланс доходов и расходов бюджета, для взыскания средств бюджетной системы разработан особый механизм. Так, статьей 239 Бюджетного кодекса РФ введен иммунитет бюджетов. Данным правовым режимом определено, что обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений происходит только на основании судебного акта. Причем полномочия возложены на Федеральное казначейство и его отделения, если в них открыты лицевые счета образовательных организаций, на денежные средства которых применяется взыскание.

Порядок взыскания

На сегодняшний день порядок, связанный с исполнением судебных актов по взысканию неисполненных денежных обязательств казенных учреждений, регламентирован статьями 242.3, 242.4, 245.5 Бюджетного кодекса РФ.

А процедура взыскания на средства, предоставляемые из бюджета в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям, происходит на основании части 20статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Общие правила

В статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлены требования:

 к исполнительным документам, принимаемым казначейством к исполнению;

 к комплекту документов, направляемому в казначейство на исполнение;

 к основаниям для возврата поступивших исполнительных документов взыскателю либо в суд.

Документами, принимаемыми к исполнению, являются исполнительный лист, судебный приказ и решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов.

Иные исполнительные документы, предусмотренные перечнем Закона об исполнительном производстве, для взыскания не принимаются.

Исполнительный лист направляется судом по просьбе взыскателя либо им самим в орган Федерального казначейства или в финансовый орган по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов. Если в течение установленного срока образовательное учреждение не исполняет требования, указанные в исполнительном документе, ОФК приостанавливает операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурныхподразделений, до момента устранения нарушения. Исключение – операции по исполнению судебных документов. По истечении трехмесячного срока исполнения взыскатель имеет право через суд требовать компенсацию убытков по причине несвоевременного исполнения судебного акта (ст. 395 Гражданского кодекса РФ). В данном случае начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ либо по индексу инфляции, установленному законом о федеральном бюджете на соответствующий год. 

При невозможности взыскания средств с учреждения в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денег более трех месяцев либо когда счет открыт в Центральном банке РФ или кредитной организации,взыскание выполняется в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Взыскание с бюджетных и автономных учреждений

Федеральное казначейство не позднее пяти рабочих дней после получения документов направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа либо решения налогового органа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления учреждение представляет в отделение казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения. Сумма, указанная в заявке, должна быть не больше общего остатка средств, учтенного на лицевом счете.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет, с какого счета производить списание средств без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Исполнение требований судебного документа за счет средств субсидий на выполнение государственного задания не будет расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 26 сентября 2012 г. № 02-13-07/3919, № 42-7.4-05/5.1-545).

А вот при принятии решения о выплате за счет средств целевой субсидии необходимо учитывать, что руководитель несет ответственность за выполнение мероприятий, для финансового обеспечения которых была предоставлена целевая субсидия, потраченная на исполнение требований судебных документов (письмо Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 02-04-11/56190).

Исполнение решений суда казенными учреждениями

Судебные решения о взыскании денежных средств по неисполненным обязательствам казенных учреждений оплачиваются за счет средств, выделенных соответствующим учреждениям в пределах бюджетных ассигнований. При получении уведомления о поступлении исполнительного листа с приложением его копии и заявления взыскателя получатель бюджетных средств должен в течение 10 дней указать источник образования задолженности и представить заявку на кассовый расход для списания соответствующих денежных средств.

В случае недостатка средств по указанному источнику должник обязан направить своему главному распорядителю заявку на выделение необходимых лимитов бюджетных обязательств, о чем информирует орган Федерального казначейства. В свою очередь, главный распорядитель в трехмесячный срок должен перераспределить соответствующим образом бюджетные средства. 

Неисполнение решения судапо истечении установленного срока дает возможность взыскателю обратиться в суд с требованием о взыскании долга с главного распорядителя в порядке субсидиарной ответственности.

Нюансы взыскания в 2015 году

С этого года определен новый порядок взыскания налоговых платежей. А также окончательно поставлена точка в споре: принимать или нет отделениям Федерального казначейства судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание средств с казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Налоги

До 2015 года суммы задолженности по налогам взыскивались на основании судебного акта путем направления исполнительного документа в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Но в связи с принятием федеральных законов от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ и от 4 октября 2014 г. № 283-ФЗситуация изменилась. Теперь, если задолженность по налогам не превышает 5 млн руб., взыскание производится в установленном порядке на основании решения налогового, а не судебного органа.

При обращении в отделение, в котором у должника имеется лицевой счет, налоговики направляют решение о взыскании на бумаге или в электронной форме. В настоящее время Федеральным казначейством разрабатывается приказ об утверждении форм и порядка направления уведомления о неисполнении решения налогового органа о взыскании налога, а также порядок учета решений налоговых органов.

Административные штрафы

Взыскание на средства образовательного учреждения происходит по правилам, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ и частью 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ. То есть исключительно на основании исполнительного листа или судебного приказа (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736).

При вынесении решения о наложении штрафа суды руководствуются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исполнительный лист на основании судебного акта по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, а принудительное исполнение происходит непосредственно на основании постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Законом об исполнительном производстве судебные решения, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к категории исполнительных документов.

В связи с тем что в бюджетном законодательстве взыскание на основании постановления не практикуется, от ведомств поступили разъяснения, согласно которым судебные решения по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных, бюджетных и автономных учреждений, также должны приниматься органом Федерального казначейства к исполнению (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725).

Особенности учета

Расходы образовательных учреждений на оплату обязательств учитываются по соответствующим статьям КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). При этом судебные издержки на уплату госпошлины относят на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

При погашении сумм в учете дебетуются счета:

 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» – по кредиторской задолженности;

 303 05 «Расчеты по платежам в бюджеты» – по госпошлине.

Одновременно на сумму перечисления производится запись по забалансовому счету 18 (п. 367 Инструкции № 157н). При перечислении средств на оплату обязательств кредитуется счет 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства». Поскольку автономные учреждения имеют право размещать депозиты в кредитной организации и использовать расчетный счет в коммерческом банке, в их учете также используются счета:

 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»;

 201 22 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

ПРИМЕР.

На основании исполнительного листа по решению суда с образовательного бюджетного учреждения взыскивается 50 000 руб. (в качестве погашения задолженности перед поставщиков за поставленные материалы) и расходы на уплату госпошлины – 2000 руб.

Средства были перечислены в рамках деятельности, приносящей доход. В учете бухгалтер сделал следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена сумма задолженности по исполнительному листу 2 302 34 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» 50 000

 Сумма расходов одновременно отражена на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Важно запомнить
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, признается ничтожным.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.