text
Учет в учреждении

Нецелевое использование бюджетных средств

  • 25 июня 2018
  • 35

Вопрос

Бюджетное учреждение помимо выполнения госзадания оказывает платные услуги населению в 2016 году.. Оплату коммунальных услуг в 2016 г. производили только за счет средств госзадания. Считается ли это нецелевым использованием бюджетных средств? В ходе проверки проверяющие насчитали сумму, которая должна была быть оплачена за счет приносящей доход деятельности. Эти средства нужно возвращать в бюджет? Или возместить на государственное задание и оставить на лицевом счете?

Ответ

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства. Такие требования установлены п.1 ст. 306.4 БК РФ. Бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета. К указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия. Следует отметить, что бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД. При условии выполнения госзадания и экономии средств от субсидии на госзадание бюджетное учреждение может направить экономию на другие расходы, не предусмотренные госзаданием. Следовательно, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД. Если проверяющими органами выявлены факты использования средств госзадания без внесения изменений в План ФХД. То бюджетное учреждение должно восстановить средства субсидии на госзадание за счет средств от приносящей доход деятельности. Возвращать средства госзадания в бюджет не нужно.

Обоснование

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

 на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

 на социальные и другие выплаты населению;

 на налоги, сборы и другие платежи;

 на безвозмездные перечисления организациям;

 на прочие расходы;

 на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике по Закону № 44-ФЗ. А если проводите закупки по Закону № 223-ФЗ, то в плане закупок.

Показатели детализируйте по кодам бюджетной классификации (графа 3 таблицы): по кодам КОСГУ – строки 300–420, КВР – строки 210–280.

Плановые расходы обоснуйте. Для этого рекомендованы формы расчетов (обоснований). На основе рекомендуемых форм учредитель может разработать формы для подведомственных учреждений.

Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения, если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам разделяются. Если такое решение не принято, все показатели по выплатам отражайте только в графе 4 таблицы. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования: субсидии на госзадание, субсидии на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности.

Об этом сказано в пунктах 8.1, 11 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.

Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

На какие цели можно направить экономию субсидий на госзадание

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, важно учесть, что их можно потратить только на цели, ради которых учреждение создано. Например, на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.), на текущий или капитальный ремонт здания, покупку оборудования для ведения основных видов деятельности, проведение аудита отчетности и другие. Также руководитель учреждения вправе принять решение направить экономию субсидии на капстроительство или реконструкцию основных средств. Все расходы отразите в Плане ФХД.

Экономию можно направить как на выполнение госзадания, так и на платную деятельность, которая указана в уставе.

Об этом сказано в письмах Минфина от 17.11.2017 № 02-09-06/76308, от 02.02.2017 № 02-05-10/5449, от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 17.10.2014 № 02-05-10/52622, от 29.01.2013 № 02-13-06/293, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, от 12.07.2012 № 02-13-06/2701.

Внимание: в условиях соглашения по госзаданию определены показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит ответственность за нарушение условий предоставления субсидий. Такая ответственность определена соглашением о предоставлении субсидии на выполнение госзадания. Должностным лицам учреждений также грозит административная ответственность за невыполнение госзадания.

Как рассчитать размер финансирования на госзадание подведомственному учреждению

Порядок расчета

Затраты, которые включают в расчет объема финансирования, – в таблице:

Затраты, которые включают в объем финансирования госзаданий Примечание
Нормативные затраты на госуслуги Утверждает учредитель (ГРБС) с учетом общих требований и отраслевой специфики подведомственных учреждений (п. 14–15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640)
Нормативные затраты на работы Решение о расчете нормативных затрат на работы принимает учредитель (ГРБС) (п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640)
Затраты на имущественные налоги Это затраты на налоги, объект налогообложения которых – имущество учреждения. Если учреждение оказывает услуги сверх госзадания за плату и ведет другую платную деятельность, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 33 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640)
Затраты на содержание имущества, которое учреждение для госзадания не использует

Затраты включают в объем финансирования только по решению учредителя.

Если учреждение ведет платную деятельность сверх госзадания, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 34–35 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640)

Начиная с 2019 года эти затраты в объеме финобеспечения учитывать не будут (п. 6, 34, 34.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640).

Не включайте в расчет финобеспечения затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое учреждения сдают в аренду или передают в безвозмездное пользование (п. 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640).

Если учреждения оказывают услуги и работы в рамках госзадания за плату, то размер субсидии уменьшите на объем планируемых доходов от платной деятельности.

Правила, как рассчитать объем финобеспечения выполнения государственного (муниципального) задания для региональных (муниципальных) учреждений, утверждают высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (местные администрации).

Налоги и содержание имущества, которое не используют в госзадании

Кроме нормативных затрат на госзадание в финансовое обеспечение включите затраты на:

 налоги по имуществу учреждения – в обязательном порядке;

 содержание имущества, которое учреждения не используют в госзадании. Решение об этом принимает учредитель. В этих затратах учтите расходы на:
– электроэнергию – в размере 10 процентов общего объема затрат учреждения на электроэнергию;
– тепловой энергию – в размере 50 процентов общего объема затрат учреждения на теплоэнергию.

Если учреждение оказывает платные услуги или работы сверх госзадания и ведет другую платную деятельность, эти затраты рассчитайте с коэффициентом платной деятельности (К). Его определите так:

К = Планируемый объем финобеспечения
(исходя из объема субсидии отчетного года)
Планируемый объем финобеспечения
(исходя из объема субсидии отчетного года)
+ Планируемый объем доходов от платной деятельности
(исходя из объема поступлений в отчетном году)

Значения затрат на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества утверждает учредитель.

При расчете коэффициента платной деятельности не учитывайте:

 целевые субсидии;

 гранты;

 пожертвования;

 прочие безвозмездные поступления;

 возмещенные расходы на эксплуатацию федерального имущества, которое передано в аренду или безвозмездное пользование.

Об этом сказано в пунктах 33–35 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640.

Ситуация: нужно ли рассчитывать нормативные затраты с коэффициентом платной деятельности, если учреждение оказывает платные услуги (работы) в рамках госзадания

Если учреждение оказывает платные услуги или работы в рамках госзадания, коэффициент платной деятельности к расчету нормативных затрат не применяйте. Но в этом случае размер финобеспечения уменьшите на объем доходов от платной деятельности. Доход считайте из объема платной госуслуги и цены или тарифа, которые утверждены госзаданием (графы 13–15 «Среднегодовой размер платы (цена, тариф)» пункта 3.2 части I формы госзадания).

Такие правила установлены в пункте 36 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640.

Как проверить целевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями

Если учреждение не исполнило госзадание в полном объеме, его могут привлечь к ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа для руководителя – до 30 тыс. руб., а для самого учреждения – до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Алексей КОКАРЕВ, заместитель начальника отдела анализа и развития государственного (муниципального) финансового контроля департамента бюджетной методологии Минфина России

Алексей Игоревич, могут ли бюджетное учреждение наказать по статье 15.14 КоАП РФ?

Да. Учреждение могут наказать за нецелевое использование бюджетных средств, если оно направило полученные деньги на цели, не предусмотренные документом-основанием.

Применимо ли понятие «нецелевое использование бюджетных средств» к средствам, которые бюджетные учреждения получают от потребителей платных услуг?

Средства бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности не относятся к финансированию из бюджетной системы РФ. Поэтому статья 15.14 КоАП РФ в данном случае не действует.

А что если учреждение не выполнило в полном объеме задание по отдельным видам услуг? Есть ли здесь основание наказать его по статье 15.14 КоАП РФ?

Оснований применять данную статью нет. Однако если учреждение направило средства субсидии на выполнение госзадания по назначению, но не все установленные показатели были достигнуты, то может быть применена статья 15.15.5 КоАП РФ.

Документ

Требования к плану ФХД установлены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н

Учреждение потратило часть субсидии на госзадание на выплату зарплаты работникам, чьи трудовые функции не связаны с выполнением задания. Могут ли контролеры посчитать это нецелевым использованием?

Нет. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.