text
Учет в учреждении

Сумма земельного участка в плане хозяйственной деятельности и в калькуляции стоимости

  • 27 июня 2018
  • 10

Вопрос

Бюджетное образовательное учреждение до 2016 года (включительно) оплачивало налог на имущество и земельный налог за счет субсидий на выполнение государственного задания в полном объеме. В 2017 году доведены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе на уплату налогов на имущество организаций и земельный налог согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год с учетом коэффициента платной деятельности (пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов в 2016 году). Если в План хозяйственной деятельности и в калькуляцию стоимости услуг учреждение заложит сумму земельного налога и сумму налога на имущество организаций за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий на выполнение государственного задания, то как учесть в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль за 2017 год затраты на указанные налоги, отнесенные за счет доходов от приносящей доход деятельности (ст.331.1; ст. 272.1 НК РФ или другой вариант)? Налог на имущество предприятий исчисляется на имущество за счет двух источников: приобретенное за счет субсидий на выполнение государственных заданий и - за счет имущества, от приносящей доход деятельности; земля федерального значения).

Ответ

Распределите расходы за счет приносящей доход деятельности между облагаемой и необлагаемой налогом на прибыль деятельностью.

В расходы при расчете налога на прибыль можно включить только затраты, которые связаны с деятельностью облагаемой налогом на прибыль. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса. Если расходы направлены одновременно и на необлагаемую налогом деятельность, учреждению нужно обоснованно рассчитать какая часть расходов направлена на облагаемую налогом деятельность. Учреждение может нести такие расходы за счет приносящей доходы деятельности. Поэтому сам по себе источник не является доказательством, что расходы связаны с облагаемой налогом на прибыль деятельностью.

Закон не устанавливает как распределить расходы между облагаемой и необлагаемой налогом на прибыль деятельностью. Поэтому учреждение устанавливает методику само в учетной политике (ст. 313 НК РФ).

Правила из статьи 331.1 Налогового кодекса по закону применяют только в переходный период до 1 июля 2012 года. Переходный период был связан с разделением типа бюджетного учреждения на казенное и бюджетное. По этой причине в правиле бюджетные учреждения названы получателями бюджетных средств.

Правило из пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса по закону установлено только чтобы определять дату признания расходов при методе начисления. По разным видам деятельности у учреждения могут быть разные даты когда признавать доходы и расходы. Например, по длящимся договорам аренды, абонентского обслуживания и другим доходы и расходы учреждение признает равномерно в течение всего срока договора. Другие расходы могут признаваться единовременно в том периоде когда их совершили. Чтобы отделить одни расходы от других установили это правило. Подтверждается такой вывод также тем, что подобное правило о распределении не предусмотрено для учета расходов на кассовом методе (ст. 273 НК РФ). Ранее Минфин России прямо указывал, что это правило не предназначено для распределения расходов между облагаемой и необлагаемой налогом деятельностью (письма Минфина России от 02.08.2013 № 03-03-06/4/31096, от 18.04.2013 № 03-03-06/4/13345).

Для распределения расходов между облагаемой и необлагаемой деятельностью правило из пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса применяется по аналогии, лишь на основании того, что другого порядка закон не устанавливает. Поэтому исходить нужно не столько из буквальной трактовки правила в законе, сколько из сути, для чего учреждение проводит такое распределение.

Порядок распределения расходов пропорционально доходам Минфин России рекомендует в последних разъяснениях. Однако этот способ часто приводит к тому, что расходы распределяются между видами деятельности не в той пропорции, в которой они относятся к видам деятельности экономически. Поскольку применять правило распределения в пропорции к доходам установил не закон, а разъяснения Минфина России, учреждение вправе предусмотреть в учетной политике и другие способы (ст. 313 НК РФ). При условии, что такие способы позволяют получить в конкретном случае наиболее приближенный к реальным экономическим показателям данные.

Например, учреждение точно знает, что расходы связаны с двумя видами деятельности, а ведет три вида деятельности. В этом случае если распределять пропорционально доле в общих доходах учреждение распределит расходы не между двумя, а между тремя видами деятельности. Чтобы распределить расходы правильно потребуется другой метод.

В некоторых разъяснениях Минфин России рекомендует учитывать расходы по госзаданию в пределах нормативных затрат независимо от источника оплаты. Подход с использованием нормативных затрат также не всегда применим. Когда фактические затраты отклоняются от нормативных, расходы между видами деятельности будут распределяться некорректно. По закону нормативные затраты – это способ расчета размера субсидии, а не структура расходов самого учреждения при выполнении госзадания (п. 4 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Поэтому считать что любые расходы до уровня нормативных затрат обязательно связаны с госзаданием неправильно.

Поскольку единой методики закон напрямую не устанавливает, как распределять расходы закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Если сумма налогов несущественна учреждение может распределить расходы пропорционально доходам от облагаемой и необлагаемой налогом деятельности. Если сумма налогов существенна можете разделить само имущество на три группы: связанное, не связанное с облагаемой налогом деятельностью и имущество, которое используете в обоих видах деятельности. По первой и второй группе налог разделяйте пропорционально стоимости имущества. По третьей группе – пропорционально доходам. Расчетный способ разделения расходов применяют только когда расходы нельзя однозначно отнести на конкретную деятельность. Если это сделать можно, оснований применять расчетный способ нет.

Обоснование

Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)
Вправе ли учреждение учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны как с ней, так и с деятельностью на госзадании

Да, вправе, но не полностью. Часть расходов, которую можно учесть, определите расчетным путем.1

Чтобы учесть расходы при расчете налога на прибыль, они должны быть одновременно:

 экономически обоснованны;

 документально подтверждены;

 связаны с деятельностью, приносящей доход.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации общехозяйственные и общепроизводственные расходы относятся одновременно к деятельности, приносящей доход, и госзаданию. Получается, что условие о том, что расходы должны быть связаны только с платной деятельностью, полностью не выполняется. Значит, учесть всю сумму таких затрат нельзя.

Специалисты Минфина России придерживаются такого подхода.

Субсидия на госзадание включает в себя затраты на оказание госуслуг и содержание недвижимого и особо ценного имущества (на федеральном уровне порядок установлен постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640). Расчет этих сумм делают на основании нормативных затрат.

Если нормативы затрат покрывают отдельные виды расходов не полностью, то недостающую разницу учреждение вынуждено оплачивать за счет платной деятельности. В таком случае затраты, которые вы оплатили за счет доходов от платной деятельности, распределитепропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

По отдельным расходам нормативы могут быть не установлены, и их нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой). Тогда расходы также распределите.

Доходы и расходы распределяйте отдельно за каждый квартал. Например, когда рассчитываете долю расходов по итогам II квартала, берите только доходы и расходы за II квартал. Доходы и расходы за I квартал не учитывайте. Когда рассчитываете налоговую базу по итогам полугодия, учитывайте расходы, которые рассчитали по итогам I и II кварталов.1

Такие разъяснения дал Минфин России в письмах от 2 октября 2017 № 03-03-05/64008, от 27 июня 2017 № 03-03-06/3/40354, от 30 декабря 2016 № 03-03-06/3/79616, от 13 октября 2016 № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 № 03-03-06/3/36253, от 25 июня 2015 № 03-03-10/36660 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 9 июля 2015 № ЕД-4-3/11983).

Долю расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, удобно рассчитать с помощью приведенных ниже формул.

Сначала определите долю доходов от платной деятельности за квартал:

Доля доходов, которые получили от платной деятельности = Доходы от платной деятельности : Доходы от всех видов деятельности учреждения


А после этого сумму расходов, которую можно учесть при налогообложении за квартал:

Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы, которые относятся к платной деятельности = Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы × Доля доходов, которые получены от платной деятельности

Такой порядок – в абзаце 4 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.