8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Сокрытие кредиторской задолженности, выявленное при ревизии в казенном учреждении

  • 19 ноября 2018
  • 14

Вопрос

Правомерно ли выявленное при ревизии казенного учреждения нарушение - сокрытие кредиторской задолженности по следующему факту хозяйственной деятельности: сотрудникам учреждения доплата за работу сверх установленного времени за декабрь 2016 осуществлялась в январе 2018 на основании корректировочного табеля, который был составлен и поступил в бухгалтерию 09.01.2018?

Ответ

Бухучет ведется по данным первичных документов. Первичный документ составляется, когда совершается каждый факт хозяйственной жизни. Если это невозможно – сразу после того, как его совершили.

Данные первичных документов отражайте в бухгалтерских регистрах (ст. ст. 9, 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. п.п 20, 21, 28 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», п. п. 7, 11 Инструкции № 157н). Начисление заработной платы производите по первичным документам. Табель учета рабочего времени является первичным документом для начисления заработной платы сотрудникам учреждения. Как следует из Вашего вопроса, Табель учета рабочего времени по дополнительным начислениям за декабрь поступил в бухгалтерию 09.01.2018 года. Следовательно, начислять заработную плату без первичного документа (Табеля) бухгалтерия была не вправе.

Кредиторская задолженность – это обязательства организации по оплате полученных товаров, работ, услуг, по расчетам с бюджетом и персоналом, а также по поставкам товаров (работ, услуг) в счет авансов, полученных от контрагентов. Кредиторская задолженность по заработной плате возникает в учреждении после начисления сумм подлежащих выплате сотрудникам. До момента начисления и отражения в учете указанных сумм, кредиторская задолженность в учете не отражается. А начисление возможно произвести только на основании первичных документов. Следовательно, начисление заработной платы произведено бухгалтерией после получения первичного документа – Табеля и отражено в учете. Скрытой кредиторской задолженности в данном случае не установлено. Понятия скрытой кредиторской задолженности можно определить как не отражение или сокрытие в отражении операций в бухгалтерском (бюджетном) учете. В данном случае, кредиторская задолженность отражена после предоставления в бухгалтерию первичного документа. Другой вопрос о своевременности предоставления в бухгалтерию первичного документа – Табеля учета рабочего времени. Вопрос о своевременности предоставления Табеля учета рабочего времени должен быть рассмотрен исходя из графика документооборота предоставления первичных документов в бухгалтерию. Т.е. если Табель предоставлен с нарушениями сроков предоставления первичных документов, то данное нарушение следует трактовать как нарушение утвержденных локальных актов учреждения. Указанное нарушение могло привести к несвоевременному отражению в учете начисления заработной платы сотрудникам за дополнительную сверхурочную работу. Следовательно, для того чтобы ответить на Ваш вопрос о правомерности претензий ревизоров о несвоевременном отражении в учете казенного учреждения кредиторской задолженности по заработной плате сотрудникам, следует исходить из того присутствует ли факт нарушение порядка предоставления Табеля учета рабочего времени в бухгалтерию учреждения.

Бюджетный кодекс РФ

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Статья 162. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств

1. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Получатель бюджетных средств передает другому получателю бюджетных средств бюджетные полномочия в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств, указанным в пункте 3.1 статьи 158 настоящего Кодекса.

Статья 219. Исполнение бюджета по расходам

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Как списать и отразить в учете просроченную кредиторскую задолженность

Кредиторская задолженность возникает, если учреждение:

  • не рассчиталось с контрагентом. Например, не оплатило поставщику отгруженные товары, не выдало зарплату сотруднику, не перечислило в бюджет налог (сбор, пени, штраф);
  • не отгрузило покупателю (заказчику) товары (работы, услуги) в счет полученной предварительной оплаты.

На основании каких документов учреждение ведет бухучет

Бухучет ведите по данным первичных документов. Первичный документ составляйте, когда совершаете каждый факт хозяйственной жизни. Если это невозможно – сразу после того, как его совершили.

Данные первичных документов отражайте в бухгалтерских регистрах. Исправляете регистры – проставьте дату, когда это делаете, а также соберите подписи и расшифровки подписей сотрудников, которые ведут этот регистр.

Такие правила установлены статьями 9,10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пунктами 20,21,28 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», пунктами 7,11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.