8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Обязанность сдачи декларации по земельному налогу.

  • 4 августа 2018
  • 251

Вопрос

Орган местного самоуправления принимает на баланс земельный участок под зданием (право собственности на данный земельный участок возникло в 2012 г. до сегодняшнего дня о нём забыли, и он нигде не числился) 1. Возникает ли у органа местного самоуправления обязанность сдать декларацию за I квартал 2018 г. по земельному налогу в связи с принятием участка на баланс.2. Есть ли льготы у органов местного самоуправления по земельному налогу (Пушкинский район МО).3. В связи с тем, что земельный участок у данного органа находиться на праве собственности с 2012 г. возникает ли обязанность по сдачи деклараций и уплате земельного налога за предыдущие периоды, и если возникает, то какие предусмотрены штрафы и санкции за не сдачу и неуплату за предыдущие периоды.

Ответ

1. Платите налог и подавайте декларацию только если зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за органом местного самоуправления.

Налог платят только организации, которым участок принадлежит на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК).

Право собственности на земельный участок принадлежит публично-правовому образованию – муниципальному району или населенному пункту района. Публично-правовые образования плательщиками земельного налога не признают, поскольку их не считают организациями. Поэтому если земельный участок оприходовали на баланс в состав имущества казны, земельный налог по нему не платите и декларацию не подавайте.

Органу местного самоуправления как организации участок может принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право собственности на земельный участок органу местного самоуправления не передают (п. 2 ст. 39.9 ЗК). Если участок учитываете в составе непроизведенных активов на счете 103.11, платите налог и подавайте декларацию.

2. В Пушкинском районе Московской области льготы утверждены только для конкретных населенных пунктов, а не в целом.

Информацию о льготах для конкретного населенного пункта смотрите на сайте ФНС России.

Например, в городе Пушкино льготы утверждены Решением Совета депутатов г. Пушкино Пушкинского муниципального района МО от 27.10.2016 № 162/28/3. Органы местного самоуправления освобождены от уплаты налога по земельным участкам в городе Пушкино (п. 4.1.1 Решения Совета депутатов г. Пушкино Пушкинского муниципального района МО от 27.10.2016 № 162/28/3). Документ применяется начиная с 2017 года.

3. Если участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования обязанность возникает, а санкции предусмотрены за то, что не подали вовремя декларацию и не заплатили налог.

Если в населенном пункте установлена льгота по земельным участкам, санкции будут только за то, что не подали вовремя декларацию.

Если участок в казне, санкций не будет.

Обоснование

Как отразить при налогообложении операции с имуществом казны

Земельный налог

По земельным участкам, которые находятся в государственной (муниципальной) казне, земельный налог платить не нужно (письма Минфина России от 21 февраля 2012 № 03-05-06-02/15, от 31 августа 2011 № 03-05-04-02/88, от 11 апреля 2011 № 03-05-04-02/32).

Кто должен платить земельный налог

Налогоплательщики

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса.

Участки, не облагаемые земельным налогом

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, указанные в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса.

Во-первых, это земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством. Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.

В целях исключения таких земель из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса, и их принадлежность России на праве собственности.

Во-вторых, это земельные участки, ограниченные в обороте, а именно:

 земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектам археологического наследия;

 земельные участки из состава земель лесного фонда;

 земельные участки, занятые объектами водного фонда, которые находятся в государственной собственности. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина от 30.03.2015 № 03-05-02/17246).

В-третьих, это земельные участки, входящие в состав имущества многоквартирных домов.

Это следует из положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса и пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса.

В отношении земель, ограниченных в обороте, их исключение из объектов налогообложения, как правило, связано с категорией земель и имеющимися на них объектами.

Так, в отношении земель лесного фонда достаточно подтвердить их отнесение к категории таких земель. Например, информацией из Государственного лесного реестра.

В отношении земель, которые заняты объектами культурного наследия, достаточно подтвердить нахождение на участке таких объектов. Например, информацией из регистрационного реестра Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В отношении земель, в пределах которых расположены водные объекты и которые имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования, нужно подтвердить его нахождение в государственной собственности. Например, информацией из Государственного водного реестра. При этом категория земель значения не имеет (письмо Минфина от 30.03.2015 № 03-05-02/17246).

Такие разъяснения подтверждают также письма ФНС от 23.03.2016 № БС-4-11/4889, Минэкономразвития от 13.03.2007 № Д08-840 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом Минфина от 20.03.2007 № 03-05-05-02/12), Минфина от 18.06.2013 № 03-05-04-01/22663, от 28.06.2010 № 03-05-04-02/64, от 11.08.2008 № 03-05-04-02/42.

Льготы по земельному налогу

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:

 общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

 организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);

 организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

 организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

 учреждения из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ при условии, что земельные участки ограничены в обороте.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса. Дополнительные разъяснения дает Минфин в письме от 11.01.2018 № 03-05-05-02/517.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

 не облагаемой земельным налогом суммы;

 уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса.

Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю

Нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса, п. 1 ст. 131 ГК). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса, ст. 14 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29.11.2004 № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина от 07.04.2010 № 03-05-05-02/22, от 12.10.2009 № 03-05-05-02/62, от 09.04.2007 № 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54.

Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 07.04.2010 № 03-05-05-02/22, от 12.10.2009 № 03-05-05-02/62, от 10.11.2006 № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления пленума ВАС от 23.07.2009 № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2010 № А56-58100/2009).

Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;

 для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 КоАП.

Как перечислить земельный налог в бюджет

Ответственность

Если земельный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитайте за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). Если недоимка возникла после 30 сентября 2017 года, пени за просрочку более 30 дней рассчитайте исходя из 1/150 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога. Если продолжительность просрочки менее 30 дней или если недоимка возникла до 1 октября 2017 года, пени рассчитайте исходя из 1/300 ставки рефинансирования.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

 решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;

 решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Если неуплата земельного налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла вследствие умышленного занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа или дисквалификации (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

 если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 № 77-ад06-2);

 если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 № 18);

 если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Как организации составить и сдать декларацию по земельному налогу

Кто сдает декларацию по земельному налогу

Налоговые декларации сдают только организации, которые являются налогоплательщиками. Организации, у которых нет объектов налогообложения, налогоплательщиками не признаются, поэтому сдавать декларации они не должны. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 388 и пункта 1 статьи 398 НК.

Ответственность

Несвоевременная подача декларации по земельному налогу – правонарушение (ст. 106 НК, ст. 2.1 и 15.5 КоАП), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Как заполнить раздел 2 декларации по земельному налогу

Раздел 2 декларации по земельному налогу предназначен для определения суммы налога. Его нужно заполнять отдельно по:

 каждому земельному участку;

 доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения);

 доле в праве на земельный участок.

Поэтому в декларации может быть несколько разделов 2. Такие правила предусмотрены пунктом 5.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

В разделе 2 укажите:

 кадастровый номер и кадастровую стоимость земельного участка. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, укажите его нормативную цену;

 код бюджетной классификации;

 код по ОКТМО муниципального образования, на территории которого находится участок (по Общероссийскому классификатору, утвержденному приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст);

 код категории земли по приложению 5 к Порядку заполнении декларации;

 размер налоговой ставки;

 налоговую базу;

 начисленную и подлежащую к уплате сумму налога.

Такой порядок установлен разделом V Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Если земельный участок принадлежит организации на праве общей долевой или совместной собственности, заполните строку 060. Долю организации в праве на земельный участок укажите в виде правильной простой дроби (например, 1---------/12--------). Cтроку 060 заполняйте и в том случае, если организация приобрела здание, сооружение или другую недвижимость и к ней перешло право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Об этом сказано в пункте 5.8 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Сведения о льготах отразите в строках 070–100 и 160–240 раздела 2.

Если организация пользуется льготой в виде необлагаемой суммы, предусмотренной местными властями, заполните строки 070 и 080 так:

 по строке 070 укажите код льготы. Вторую часть показателя заполните, если в первой части показателя указан код льготы 3022100 (налоговые льготы по земельному налогу, предоставляемые в виде не облагаемой налогом суммы). Во второй части этого показателя последовательно укажите номер, пункт, подпункт статьи нормативно-правового акта, в соответствии с которым предоставляется льгота. Для каждой из указанных позиций отведено четыре ячейки. Вторую часть показателя заполняйте слева направо. При этом, если в реквизите меньше четырех знаков, свободные места слева от значения заполните нулями;

 по строке 080 укажите не облагаемую налогом сумму.

Об этом сказано в пунктах 5.9 и 5.10 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Если организация пользуется льготой в виде необлагаемой доли площади земельного участка, предоставленной местными властями, заполните строки 090 и 100 так:

 по строке 090 укажите код льготы. Вторую часть показателя заполняйте аналогично строке 070;

 по строке 100 – долю необлагаемой площади в общей площади земельного участка. Значение строки 100 укажите в виде правильной простой дроби (например, 1---------/12--------).

Такой порядок установлен пунктами 5.11 и 5.12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

По строке 110 раздела 2 укажите налоговую базу. Она определяется как кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года. В зависимости от вида применяемой льготы при расчете налоговой базы учитывайте особенности, указанные в пункте 5.13 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Налоговую ставку отразите по строке 120.

Если организация владела участком неполный год, налог рассчитывают с учетом коэффициента Кв. Количество месяцев владения покажите в строке 130. Значение по строке 140 укажите в десятичных дробях до четвертого знака после запятой. Если земельный участок принадлежал организации в течение всего налогового периода, то по строке 130 укажите «12», а по строке 140 – "1,0---". Это следует из пунктов 5.15 и 5.16 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Исчисленный налог за налоговый период отразите по строке 150, рассчитанный по формуле: строка 110 х строка 120 х строка 140): 100.

По строке 160 раздела 2 укажите количество полных месяцев использования льготы в виде освобождения от налога в налоговом периоде.

По строке 170 укажите значение коэффициента Кл в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей. Если организация в течение налогового периода не использовала льготу, то по строке 160 поставьте «--», а по строке 170 – «1,0---». Если у организации право собственности на земельный участок и право на льготу возникло в одном месяце, в строке 170 поставьте «0». Тогда сумма исчисленного налога по строке 150 будет равна сумме льготы по строке 190, а сумма налога к уплате по строке 250 будет равна нулю. Это следует из письма ФНС от 27.11.2012 № БС-4-11/19952.

Строки 180 и 190 заполняйте, если организация использовала льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК. По строке 180 укажите код льготы. Вторая часть показателя заполняется, если в первой части показателя указан код льготы 3022400. Порядок заполнения показателя аналогичен порядку заполнения строки 070. По строке 190 укажите сумму льготы с учетом коэффициента Кл, рассчитанную по формуле: строка 150 х (1 – строка 170).

Строки 200 и 210 заполняйте, если организация использовала льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии со статьями 395 и 7 НК. По строке 200 укажите код льготы. По строке 210 укажите сумму льготы с учетом коэффициента Кл, рассчитанную по формуле: строка 150 х (1 – строка 170).

Строки 220 и 230 заполняйте, если организация использовала льготу в виде уменьшения суммы земельного налога, утвержденную местными властями. По строке 220 укажите код льготы. Вторую часть показателя заполните, если в первой указали 3022200. Порядок заполнения показателя аналогичен порядку заполнения строки 070. По строке 230 укажите сумму льготы, рассчитанную по формуле: строка 150 × процент, на который уменьшается налог : 100%.

Строку 240 заполните, если организация использовала льготу в виде снижения налоговой ставки, утвержденную местными властями. В первой части строки укажите код льготы. Вторую часть заполните, если в первой указали 3022500. Порядок заполнения показателя аналогичен порядку заполнения строки 070.

По строке 250 укажите исчисленную сумму земельного налога к уплате в бюджет за налоговый период. При этом порядок ее расчета зависит от права налогоплательщика на соответствующие льготы и приведен в пункте 5.27 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347.

Кто обязан представить налоговую отчетность в инспекцию

Несвоевременное представление декларации

За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может:

 оштрафовать организацию;

 заблокировать банковский счет организации.

При этом не имеет значения, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании данной декларации. При определении размера штрафа из этой суммы вычитается сумма налога, которая была перечислена в бюджет в установленный срок. Пятипроцентный штраф начисляется за каждый месяц (полный или неполный) просрочки с подачей декларации. При этом общая сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы налога и меньше 1000 руб. Например, если налог по декларации был полностью уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации составит 1000 руб. Если в установленный срок организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, отраженной в декларации, и фактически перечисленной в бюджет.1

Такой порядок предусмотрен статьей 119 НК. При наличии смягчающих обстоятельств налоговая инспекция или суд могут снизить размер штрафа в два и более раза (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК, п. 19 постановления от 11.06.1999 Пленума Верховного суда № 41 и Пленума ВАС № 9).

Размер штрафа за несвоевременное представление декларации вы можете определить самостоятельно. Для этого воспользуйтесь Расчетчиком.

По общему правилу решение о штрафе и его размере принимают только после камеральной проверки несвоевременно поданной декларации. Причем штраф могут установить исходя из сведений, указанных в декларации (по данным организации), или с учетом доначислений по итогам камеральной проверки (по данным инспекции). Такие разъяснения содержатся в пункте 1.6 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Однако на практике, чтобы оштрафовать организацию по статье 119 НК, инспекции не обязательно ждать окончания камеральной проверки. Составить акт о привлечении организации к ответственности проверяющие могут и раньше – в течение 10 дней после нарушения срока подачи декларации. Этот вывод следует из пункта 37 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Кроме того, налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (если такой способ подачи отчетности является обязательным). Размер штрафа составляет 200 руб. (ст. 119.1 НК).

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации. Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324, определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам налоговой проверки

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности. К таким обстоятельствам относятся:
– истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;
– отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.

Истечение срока давности

Срок, по окончании которого организацию или предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Определять, истек этот срок или нет, можно двумя способами:

 со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;

 со дня совершения правонарушения.

Такой порядок предусмотрен статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Первый вариант применяется, если организация не уплатила (не полностью уплатила) налог или допустила грубое нарушение правил учета. То есть в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Налоги, налоговым периодом по которым является год, исключением не являются. Например, если в 2016 году организация неправомерно учитывала доходы от основной деятельности в составе прочих доходов, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120Налогового кодекса РФ в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно. Если же из-за искажений налоговой базы в 2016 году была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в 2017 году, срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ отсчитывается с 1 января 2018 года и истекает 31 декабря 2020 года. Это следует из положений пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 57, информации ФНС России от 24 октября 2016 и письма ФНС России от 22 августа 2014 № СА-4-7/16692.

Второй вариант определения срока давности распространяется на все остальные налоговые правонарушения.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение может прерываться. Основанием для этого, в частности, может стать тот факт, что организация активно препятствовала проведению выездной налоговой проверки.

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.