8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Можно ли в медицине принять основное средство и на 0901 и на 0903

  • 21 июля 2018
  • 9

Вопрос

Может ли основное средство в Медицине при постановке в бухгалтерском учете быть принято и на 0901 и на 0903?

Ответ

Если основное средство приобретено в целях использования по разным разделам и подразделам, то при распределении расходов можно выбрать тот подраздел, по которому объем услуг наибольший. При этом следует ориентироваться на наименование услуги, указанное в базовом (отраслевом) перечне.

Разделы отражают направление средств на выполнение основных функций учреждения и государства в целом. Они детализированы подразделами, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Коды разделов и подразделов приведены в приложении 2 к указаниям № 65н.

Коды разделов указывают, не на вид деятельности, а на функцию учреждения, на которую предназначены средства.

По расходным счетам они должны соответствовать видам расходов. Такое соответствие приведено в информации Минфина России от 26 июля 2016 года.

При этом, если расходы не представляется возможным отнести к конкретной функции учреждения, то такие расходы следует отражать в рамках того подраздела, по которому планируется наибольший объем расходов на обеспечение функционирования учреждения (либо наибольший объем средств на оплату труда), что обязательно должно найти отражение в учетной политике учреждения.

Такая позиция отражена в рекомендации Минфина РФ для казенных учреждений (письмо от 20.07.2016 № 02-05-11/42516 «О применении классификации расходов бюджетов РФ в отношении расходов казенного медицинского учреждения».

Следует отметить, что рекомендации по распределению расходов могут быть даны учредителем. В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Это следует из пункта 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждено Письмом Минфина России от 11.04.2012 № 12-08-06/1616.

Но если от учредителя не получены указания или рекомендации по распределению разделов и подразделов по видам деятельности 0901 "Стационарная медицинская помощь",0902" Амбулаторная помощь", то установите принцип распределения самостоятельно, в составе учетной политики.

Необходимо, чтобы показатели в разрезе учетных данных были информативны (оптимально полезны) и минимально трудоемки.

Обоснование

Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухучета

Счета бухучета состоят из 26 разрядов и включают коды бюджетной классификации. В рекомендации читайте, какой код функции ставить в 1–4-м разрядах, какие счета формировать с нулевыми разрядами и когда использовать дополнительную аналитику. Также смотрите примеры, как сформировать рабочий план счетов.

Бюджетные и автономные учреждения формируют балансовые номера счетов бухучета по Единому плану счетов и Инструкции, которые утверждены приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. Также бюджетные учреждения учитывают особенности Инструкции № 174н, а автономные – Инструкции № 183н.

Орган власти вправе передать учреждению свои полномочия и довести лимиты бюджетных обязательств. Такие операции отражайте на счетах бюджетного учета как получатель бюджетных средств по Инструкции № 162н. 

Какая структура у счета

Счета бухучета формируйте по структуре:

Разряды
1–4 5–14 15–17 Код счета бухучета
18 19–21 22 23 24–26
Код раздела, подраздела Нули Код вида доходов/расходов Код вида финансового обеспечения (деятельности) Код синтетического счета Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета
Код объекта учета Код аналитического счета
группа вид
 Учреждение вправе установить аналитику в учетной политике.

По отдельным счетам в 1–17 разрядах номера счета указывайте в разделах и подразделах, КВР и КОСГУ нули. Смотрите в таблице счета, где отразить нули и их КБК:

Счет 1–4
Рз, ПРз
5–14
Целевая статья
15–17
КВР
24–26
КОСГУ
Примечание
0.101.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
– 0.401.20.240
– 0.401.20.250
– 0.401.20.270
0.102.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.103.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.104.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.105.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.106.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ
0.107.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ
0.109.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ
0.201.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ Бюджетные учреждения в 1–17-м разрядах ставят нули (п. 2.1 изменений, утв. приказом Минфина от 29.11.2017 № 212н)
0.204.00 0000 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.20.241
0.304.01 0000 0000000000 000 ХХХ
0.210.06 0000 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.10.172
0.401.30 0000 0000000000 000 000
0.209.81 0000 0000000000 000 ХХХ
0.401.60 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.20.000

Об этом сказано в пункте 2.1 Инструкции № 174н, пункте 3 Инструкции № 183н.

Как формировать номер счета

Как определить код функции, который надо проставлять в 1–4 разрядах номера счета бухучета в бюджетном и автономном учреждении

В 1–4 разрядах номера счета укажите код вида функции, услуги или работы учреждения. Этот код соответствует разделу (подразделу) классификации расходов бюджета – в приложении 2 к указаниям № 65н. Например:

Оценивайте каждое событие учреждения: к какому виду деятельности оно относится. Придерживайтесь таких правил.

1. Если оказываете только один вид услуг или работ, все операции учреждения и имущество отражайте по одному подразделу. Например, услуги по дошкольному образованию – 0701 «Дошкольное образование».

2. Если оказываете несколько услуг или работ, платные доходы и расходы распределяйте по подразделам, к которым они относятся. Имущество учитывайте в той деятельности, где используете объект. Если в одном здании ведете несколько видов деятельности, отразите его по основному подразделу. Тот же порядок применяйте и к деньгам: их остаток на 1 января отразите по основному подразделу.

3. Субсидию на госзадание, иные цели или капвложения начисляйте по счету 205.00 с кодом подраздела, по которому деньги перечислил учредитель. Этот код указан в назначении платежа в платежке, по которой учреждение получило субсидию. Также такой код можно узнать у учредителя. Например, если образовательному учреждению учредитель перечислил субсидию на госзадание и в платежке указал классификацию расходов ХХХ 07 02 ХХХХХХХХХХ 611 241, доход начислите с кодами: 0702.0000000000.130.4.205.31.560.

4. Прочие доходы, которые учитываете на счете 209.00, отражайте по подразделу основного вида деятельности. Например, школа получила компенсацию ОСАГО – доход отразите по счету 209.30 с подразделом 0702 «Общее образование».

Если получили грант на науку, учтите его по подразделу науки – 0708 «Прикладные научные исследования в области образования».

5. Если учреждение оказывает несколько видов услуг и у него есть расходы на общехозяйственные нужды, которые невозможно отнести к конкретной услуге, отразите их по подразделу основной деятельности или по подразделу, по которому выделили больший объем субсидии. Это могут быть расходы на зарплату административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т. п.), коммунальные услуги с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные расходы. Такие операции отражайте по подразделу, по которому выделили больший объем субсидии. В платной деятельности – относите к подразделу, по которому учреждение получает больший доход. Также можно исходить из основного вида деятельности учреждения. Выбранный порядок закрепите в учетной политике.

Пример. Учреждение получает субсидию на госзадание по разным подразделам: 0701 «Дошкольное образование» и 0702 «Общее образование». В отчетном году по дошкольному образованию объем субсидии – 200 000 руб., по общему – 700 000 руб.
В учетной политике закреплено, что расходы, которые нельзя отнести к конкретной услуге, учитываются по тому подразделу, по которому выделен больший объем субсидии.
Сотрудники бухгалтерии и другой административно-хозяйственный персонал учреждения работают и в дошкольном и в общем образовании. Поэтому расходы на зарплату административному персоналу бухгалтер учитывает по подразделу 0702.

6. Средства медучреждений отражайте по коду раздела 09 «Здравоохранение», а по подразделам относите так:

– доходы и расходы по ОМС – на коды подразделов 0901–0905, 0909, которые его детализируют. Общехозяйственные расходы за счет ОМС распределяйте на раздел и подраздел, где больше показатель общих расходов или расходов на оплату труда. Выбранный показатель закрепите в учетной политике;
– доходы от продажи ветоши, макулатуры, металлолома, вторсырья и драгметаллов – на коды подраздела 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения»;
– спонсорскую и благотворительную помощь – на подраздел, который соответствует целям поступления.

Об этом сказано в пункте 21.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмах Минфина от 08.11.2017 № 02-06-10/73668, от 05.09.2016 № 02-05-10/51964, пунктах 2.5.1–2.5.5 совместного письма Минфина, Федерального казначейства от 07.04.2017 № 02-07-07/21798, № 07-04-05/02-308.

Обратите внимание! Расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации сотрудников отражайте по подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». Делайте это независимо от основного кода функции учреждения. Такие положения внесены в указания о порядке применения бюджетной классификации – приказом Минфина от 06.06.2017 № 84н.

Пример, как распределить операции по подразделам, если учреждение ведет несколько видов деятельности

Учреждение «Альфа» оказывает услуги по обучению программам высшего образования, дополнительно проводит курсы повышения квалификации и выполняет НИОКР. Основной вид деятельности – высшее образование.

У «Альфы» в оперативном управлении два здания. В первом корпусе учреждение оказывает образовательные услуги и проводит курсы повышения квалификации. Часть помещений первого корпуса сдает в аренду. Второй корпус – лабораторию учреждение использует для НИОКР.

Бухгалтер поставил на учет корпус 1 по подразделу основной деятельности 0706 «Высшее образование». Здание лаборатории – по подразделу 0708 «Прикладные научные исследования в области образования».

Доходы от платных услуг бухгалтер распределяет по счетам бухучета с кодами подразделов:
– 0706 «Высшее образование»;
– 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации»;
– 0708 «Прикладные научные исследования в области образования».

Арендную плату бухгалтер учитывает по коду 0113 «Другие общегосударственные вопросы» – в соответствии с разъяснениями Минфина (письмо Минфина, Федерального казначейства от 07.04.2017 № 02-07-07/21798, № 07-04-05/02-308).

Как распределять накладные и общехозяйственные расходы между видами услуг (работ, продукции)

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы, собранные соответственно на счетах 109.70 и 109.80, нужно распределить на себестоимость конкретного вида услуг (работ, продукции).

Напомним, накладные расходы нужно распределять между видами услуг (работ, продукции), когда учреждение оказывает (производит) несколько их видов. А если у учреждения один вид услуг (работ, продукции), то затраты сразу относятся на себестоимость (счет 109.60).

Общехозяйственные расходы нужно распределять в любом случае. Во-первых, на те, которые включаются в себестоимость и которые списываются на финансовый результат. А во-вторых, на определенный вид услуг (работ, продукции), если у учреждения их несколько видов.

Конкретный способ распределения расходов и калькулирования себестоимости устанавливается:
– учредителем учреждения;
– учреждением самостоятельно – в учетной политике.

Об этом сказано в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Важно! В данной норме есть небольшое, но существенное условие. Выбрать базу распределения расходов и метод расчета себестоимости нужно так, чтобы:
– показатели в разрезе учетных данных были информативны (оптимально полезны);
– учетные процедуры были минимально трудоемкие.
Другими словами, информация о себестоимости должна быть объективной, но при этом не нужно нагружать бухгалтера сложными и трудоемкими расчетами. Например, не нужно подсчитывать себестоимость лечения одного больного или стоимость обучения отдельной студенческой группы.

Но тогда встает вопрос: что же считать за единицу услуги или работы? Указаний на этот счет законодательство не содержит. Поэтому учреждению придется определить единицу услуги (работы) самостоятельно.

Совет: Если учредитель дал конкретные указания, распределяйте затраты в соответствии с его рекомендациями. Объясняется это тем, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Это следует из пункта 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждено письмом Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 12-08-06/1616.

Итак, какой же способ распределения затрат можно установить?

В отношении накладных расходов возможные способы установлены в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Распределять накладные затраты можно пропорционально:

 прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, другим прямым затратам (это удобно, если прямые затраты составляют значительную долю общих расходов);

 объему выручки от реализации продукции, работ и услуг;

 другому показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения, например:
– пропорционально объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (чел., тыс. чел., посещений и т. д.);
– пропорционально площади, используемой для оказания каждой услуги или работы (если есть возможность распределения площадей).

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены. Но можно использовать те же способы, что установлены для накладных.

Выбранный способ закрепите в учетной политике. Причем также можно установить, что общехозяйственные расходы в полном объеме относятся на себестоимость одной услуги (работы), выделенной в качестве основной.

Какой же из предложенных методов распределения затрат целесообразно использовать? Единого ответа на этот вопрос нет – все зависит от специфики деятельности учреждения. Однако сложившаяся практика показала, что не стоит распределять затраты пропорционально доходам. И вот почему.

Как известно, отчетный период для распределения расходов – месяц. Но, к примеру, на выполнение госзадания доходы в виде субсидии поступают учреждению не ежемесячно, а обычно ежеквартально. Поэтому данный метод распределения в рамках КФО 4 неприменим.

В приносящей доход деятельности распределение затрат по доходам тоже проблематично. Ведь расходы подсчитывают обычно по окончании отчетного периода – в последнее число месяца. А на эту дату зачастую неизвестна окончательная сумма доходов (нет последних выписок со счета). То есть нет базы для распределения. Но если учреждению такой способ представляется наиболее приемлемым, то выход все же есть. Можно установить в учетной политике, что в целях распределения накладных расходов отчетной датой является, к примеру, 25-е число текущего месяца. Запрета на это нет.

Письмо Минфина России от 20.07.2016 № 02-05-11/42516

О применении классификации расходов бюджетов РФ в отношении расходов казенного медицинского учреждения

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение о применении разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, сообщает.

Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что разделы и подразделы классификации расходов бюджетов являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н (далее - Указания), определены существенные требования утвержденной структуры разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, необходимые к соблюдению в том числе органами государственной власти (государственными органами) и находящимися в их ведении государственными казенными учреждениями, а также Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (соответственно подпункты 3.1 и 3.2 пункта 3 "Разделы, подразделы" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний).

Одним из вышеуказанных требований является, в частности, отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций федеральными государственными учреждениями, в том числе в форме субсидий, по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций.

Таким образом, в случае реализации учреждением (в том числе его структурными подразделениями) различных функций, например, в сфере здравоохранения - оказание стационарной и амбулаторной медицинской помощи, расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения (его подразделений) должны быть отражены по соответствующим подразделам раздела 0900 "Здравоохранение", а именно:

0901 "Стационарная медицинская помощь";

0902 "Амбулаторная помощь".

Одновременно необходимо отметить, что наряду с расходами на непосредственное оказание услуг (медицинской помощи) - прямыми расходами казенное учреждение неизбежно несет расходы на общехозяйственные нужды (административно-хозяйственные (косвенные) расходы), например, расходы на ремонт здания, в котором расположены стационар и поликлиника, оплату труда административно-хозяйственного персонала, иные расходы на общехозяйственные нужды. Перечень таких расходов учреждение определяет самостоятельно, с учетом состава нормативных затрат на общехозяйственные нужды.

При этом бюджетные ассигнования по расходам на общехозяйственные нужды, которые не представляется возможным отнести к конкретной функции учреждения либо структурного подразделения, оказывающего функционально различные виды медицинских услуг (заработная плата административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т.п.)), коммунальные услуги, в случае если указанные подразделения обеспечиваются ими с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные (с точки зрения охвата обособленных функций), по мнению Департамента, следует предусматривать в рамках подраздела, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования медицинского учреждения (либо наибольший объем бюджетных ассигнований на оплату труда).

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.