8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Оплата части расходов на приобретение автомобиля за счет субсидий выделенных на госзадание

  • 27 июля 2018
  • 115

Вопрос

Государственному автономному учреждению выделена субсидия на иные цели на приобретение автомобиля в размере 1 млн. руб. Впоследствии оказалось, что данных средств недостаточно, и необходимо еще 7 тыс. руб. Учреждением был заключен договор поставки транспортного средства, в котором было указано, что источников финансирования поставки два: субсидия на иные цели (1 млн.руб.) и субсидия на госзадание (7 т.р.). Учреждение внесло изменения в план ФХД и недостающую сумму оплатило за счет госзадания. По мнению проверяющих, это является нецелевым расходованием средств. По мнению учреждения - нет. Кто прав?

Ответ

Учреждение вправе использовать субсидию на госзадание на оплату части расходов на приобретение автомобиля, если автомобиль приобретается для использования его в выполнении госзадания, а само госзадание выполнено в полном объеме.

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства. Такие требования установлены п.1 ст. 306.4 БК РФ. Автономное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению на выполнение госзадания, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, автономное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.

Следует отметить, что автономное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения госзадания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг. Но плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. При перераспределении средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам уточняются (пункты 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письмо Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005).

Следовательно, при условии выполнения госзадания, автономное учреждение вправе перераспределить плановые выплаты по субсидии на госзадание, с уточнением их в плане ФХД. Если у автономного учреждения сложилась экономия субсидии на госзадание прошлого года, то учреждение вправе направить сложившуюся экономию на реализацию уставных целей, в том числе на доплату стоимости приобретаемого автомобиля.

Таким образом, если автономное учреждение произвело оплату недостающей суммы на приобретение автомобиля, который будет использоваться для выполнения госзадания, за счет перераспределения средств субсидии на госзадание текущего года или за счет экономии субсидий на госзадание прошлого года и эти расходы учтены в плане ФХД. При этом показатели госзадания выполнены в полном объеме. Привлечь автономное учреждение к ответственности нельзя. Если госзадание выполнено не в полном объеме, а средства на госзадание потрачены на расходы, не учтенные в плане ФХД. То, по мнению специалистов Минфина РФ, даже автономное учреждение можно привлечь к ответственности за нецелевое использование средств, если оно направило полученные деньги на цели, не предусмотренные документом-основанием.

Обоснование

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

 на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

 на социальные и другие выплаты населению;

 на налоги, сборы и другие платежи;

 на безвозмездные перечисления организациям;

 на прочие расходы;

 на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике по Закону № 44-ФЗ. А если проводите закупки по Закону № 223-ФЗ, то в плане закупок.

Показатели детализируйте по кодам бюджетной классификации (графа 3 таблицы): по кодам КОСГУ – строки 300–420, КВР – строки 210–280.

Плановые расходы обоснуйте. Для этого рекомендованы формы расчетов (обоснований). На основе рекомендуемых форм учредитель может разработать формы для подведомственных учреждений.

Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения, если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам разделяются. Если такое решение не принято, все показатели по выплатам отражайте только в графе 4 таблицы. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования: субсидии на госзадание, субсидии на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности.

Об этом сказано в пунктах 8.1, 11 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.

Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

На какие цели можно направить экономию субсидий на госзадание

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, важно учесть, что их можно потратить только на цели, ради которых учреждение создано. Например, на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.), на текущий или капитальный ремонт здания, покупку оборудования для ведения основных видов деятельности, проведение аудита отчетности и другие. Также руководитель учреждения вправе принять решение направить экономию субсидии на капстроительство или реконструкцию основных средств. Все расходы отразите в Плане ФХД.

Экономию можно направить как на выполнение госзадания, так и на платную деятельность, которая указана в уставе.

Об этом сказано в письмах Минфина от 17.11.2017 № 02-09-06/76308, от 02.02.2017 № 02-05-10/5449, от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 17.10.2014 № 02-05-10/52622, от 29.01.2013 № 02-13-06/293, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, от 12.07.2012 № 02-13-06/2701.

Внимание: в условиях соглашения по госзаданию определены показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит ответственность за нарушение условий предоставления субсидий. Такая ответственность определена соглашением о предоставлении субсидии на выполнение госзадания. Должностным лицам учреждений также грозит административная ответственность за невыполнение госзадания.

Как проверить целевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Письмо Минфина России от 29.10.2012 № 02-13-06/4517

Об использовании средств, предоставляемых Фондом в 2011 году юридическим и физическим лицам в целях поддержки фундаментальных научных исследований в форме грантов (субсидий, предоставляемых на конкурсной основе), на финансовое обеспечение командировочных расходов грантополучателями

На бюджетные учреждения, получающие средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) или на иные цели в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не могут распространяться положения, установленные законодательством Российской Федерации для "организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета", в связи с тем, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета.

Письмо Минфина России, казначейства России от 26.09.2012 №№ 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545

[Об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений]

При этом, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.

Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями

Если учреждение не исполнило госзадание в полном объеме, его могут привлечь к ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа для руководителя – до 30 тыс. руб., а для самого учреждения – до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Да. Учреждение могут наказать за нецелевое использование бюджетных средств, если оно направило полученные деньги на цели, не предусмотренные документом-основанием.

Применимо ли понятие «нецелевое использование бюджетных средств» к средствам, которые бюджетные учреждения получают от потребителей платных услуг?

Средства бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности не относятся к финансированию из бюджетной системы РФ. Поэтому статья 15.14 КоАП РФ в данном случае не действует.

А что если учреждение не выполнило в полном объеме задание по отдельным видам услуг? Есть ли здесь основание наказать его по статье 15.14 КоАП РФ?

Оснований применять данную статью нет. Однако если учреждение направило средства субсидии на выполнение госзадания по назначению, но не все установленные показатели были достигнуты, то может быть применена статья 15.15.5 КоАП РФ.

Документ

Требования к плану ФХД установлены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н

Учреждение потратило часть субсидии на госзадание на выплату зарплаты работникам, чьи трудовые функции не связаны с выполнением задания. Могут ли контролеры посчитать это нецелевым использованием?

Нет. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД.

При нецелевом расходовании субсидий их включают в доходы

Должно ли бюджетное учреждение включить в состав внереализационных доходов субсидии (целевые и на госзадание), использованные не по целевому назначению (облагаются ли такие суммы налогом на прибыль)?

Да. По общему правилу средства целевого финансирования, использованные не по целевому назначению, нужно включить в состав внереализационных доходов. Исключение – бюджетные средства. При выявлении фактов их нецелевого использования применяются нормы бюджетного законодательства.

Бюджетным законодательством ответственность (бюджетные меры принуждения) за нецелевое использование установлена только для участников бюджетного процесса. Но бюджетные учреждения не являются его участниками. Кроме того, перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения). Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517, письме Минфина России и Федерального казначейства от 26 сентября 2012 г. № 02-13-07/3919, № 42-7.4-05/5.1-545.

Поэтому в случае нецелевого использования средств субсидий их надо включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Кроме того, за данное нарушение предусмотрена административная ответственность.

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.