8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать доступ к Системе Госфинансы
Учет в учреждении

Продажа разработки, в рамках приносящей доход деятельности.

5 августа 2018
18
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Бюджетное учреждение разработало компьютерную программу и хочет ее продавать в рамках приносящей доход деятельности. Рыночная цена программы гораздо выше затрат на её разработку. Например стоимость разработки составила 100 000 руб., а продавать хотим за 3 000 000 руб. Законно ли это, как это оформить в Плане ФХД?

Ответ

1.Да, такое возможно, но учтите следующее. Порядок определения платы за услуги бюджетного учреждения устанавливает учредитель. Но только в части услуг, которые являются основными видами деятельности (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Если учреждение оказывает платные услуги, которые не являются основными видами деятельности, бюджетное учреждение вправе по своему усмотрению определять цены (тарифы) на такие услуги (письмо Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

2.Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности в плане ФХД формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации. Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н. Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.

В случае, если учреждение планирует использовать поступившие денежные средства, то учреждению нужно будет внести изменения в план ФХД (отразить передвижку по статьям КОСГУ).

Обоснование

Как проверить деятельность, приносящую доход

Как определить плату

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

· услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;

· иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для казенных учреждений порядок, как определить плату за услуги и работы, устанавливает вышестоящий орган власти (п. 3.1 ст. 161 Бюджетного кодекса).

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).*

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Ведь законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, по которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные, и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

Бюджетным и автономным учреждениям также нужно учитывать, что плата за основные услуги не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Заниженная стоимость говорит о том, что:

· бюджетные ассигнования на субсидию для госзадания завышены;

· платные услуги оказываются за счет субсидии.

За счет субсидии на госзадание могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет бюджетных средств (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. То есть занижение стоимости платных услуг по сравнению с объемом финансирования таких же услуг по госзаданию влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).*

Нужно отметить, что убыток по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным слугам) сам по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о том, что учреждение злоупотребляет своим правом и нарушает условия ведения приносящей доход деятельности (постановление Президиума ВАС от 20.05.2008 № 15756/07). Такую деятельность нужно прекращать, если, конечно, нет других веских оснований для ее продолжения.

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год48

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

· субсидий на выполнение госзадания;

· субсидий на госзадание из ФФОМС;

· целевых субсидий;

· субсидий на капвложения;

· грантов:
– в форме субсидий из бюджета, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;
– от физлиц, организаций (в т. ч. международных) и правительств иностранных государств;

· поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые учреждения оказывают на платной основе;

· поступлений от другой приносящей доход деятельности;

· поступлений от реализации ценных бумаг.

Справочно укажите:

· суммы публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (подразделению);

· объем бюджетных инвестиций по полномочиям госзаказчика;

· средства, поступившие во временное распоряжение учреждения (подразделения).

Данные о субсидиях, грантах в форме субсидий, бюджетных инвестициях и публичных обязательствах формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации учредителя. А подразделения составляют эти данные на основании информации от головного учреждения.

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации.

Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.*

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина от 24.01.2013 № 02-06-10/225).

Поступление доходов бюджетные и автономные учреждения отражают в бухучете. 

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

· на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

· на социальные и другие выплаты населению;

· на налоги, сборы и другие платежи;

· на безвозмездные перечисления организациям;

· на прочие расходы;

· на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике по Закону № 44-ФЗ. А если проводите закупки по Закону № 223-ФЗ, то в плане закупок.

Показатели детализируйте по кодам бюджетной классификации (графа 3 таблицы): по кодам КОСГУ – строки 300–420, КВР – строки 210–280.

Плановые расходы обоснуйте. Для этого рекомендованы формы расчетов (обоснований). На основе рекомендуемых форм учредитель может разработать формы для подведомственных учреждений.
Смотрите примеры, как заполнить обоснования.

Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения, если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам разделяются. Если такое решение не принято, все показатели по выплатам отражайте только в графе 4 таблицы. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования: субсидии на госзадание, субсидии на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности.

Об этом сказано в пунктах 8.1, 11 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.2

Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

На какие цели можно направить экономию субсидий на госзадание

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, важно учесть, что их можно потратить только на цели, ради которых учреждение создано. Например, на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.), на текущий или капитальный ремонт здания, покупку оборудования для ведения основных видов деятельности, проведение аудита отчетности и другие. Также руководитель учреждения вправе принять решение направить экономию субсидии на капстроительство или реконструкцию основных средств. Все расходы отразите в Плане ФХД.

Экономию можно направить как на выполнение госзадания, так и на платную деятельность, которая указана в уставе.

Об этом сказано в письмах Минфина от 17.11.2017 № 02-09-06/76308, от 02.02.2017 № 02-05-10/5449, от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 17.10.2014 № 02-05-10/52622, от 29.01.2013 № 02-13-06/293, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, от 12.07.2012 № 02-13-06/2701.

Внимание: в условиях соглашения по госзаданию определены показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит ответственность за нарушение условий предоставления субсидий. Такая ответственность определена соглашением о предоставлении субсидии на выполнение госзадания. Должностным лицам учреждений также грозит административная ответственность за невыполнение госзадания.

Плановые объемы выплат, которые связаны с оказанием платных услуг по основной деятельности, устанавливайте с учетом порядка определения платы, утвержденной учредителем. Учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 требований, утв. приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите на основании правового акта, которым установлен порядок их предоставления из соответствующего бюджета.

Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»



Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.