Изменение штатного расписания. Подушевое финансирование. Неэффективное расходование бюджетных средств

2792

Вопрос

Добрый день!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (средняя школа) ведет свою деятельность за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В соответствии с п. 3.4 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 1.16 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 30 октября 2008 г. № 5202, «штатное расписание учреждения ежегодно утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих, профессии рабочих данного учреждения».
В 2014 году нашей школе выделили субсидию в меньшей сумме, чем в 2013 году, нормы подушевого финансирования, установленные региональным законодательством, не соблюдаются. В том, что не достаточно средств на выплату зарплаты, чиновники обвиняют руководителей школ. Видимо, в связи с этим 7 ноября 2014 года наш учредитель – департамент образования г. Нижнего Новгорода – издает приказ, в котором приказывает (рекомендует) исключить из штатного расписания должности «табельщик» и «специалист по кадрам».
Прошу вас разъяснить:
1. Как относиться к этому документу: как к приказу или все-таки как к рекомендациям? Будет ли считаться нарушением, если наш руководитель не станет сокращать указанные должности? Если да, то какова будет ответственность?
2. Может ли учредитель требовать выполнения соотношений по фонду оплаты труда и устанавливать процент стимулирующего фонда, если не соблюдены нормы подушевого финансирования?
3. Какова ответственность за неэффективное распределение и расходование бюджетных средств?
Очень интересует мнение независимого эксперта.

Ответ

Изменение штатного расписания учреждения

В соответствии с пунктом 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия, соответственно, федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Из текста вопроса следует, что руководителю учреждения также переданы исключительные полномочия по утверждению штатного расписания.

Таким образом, указания учредителя по изменению штатного расписания не имеют нормативной силы и необязательны к исполнению – то есть, могут рассматриваться как рекомендации.

Вместе с тем, по моему мнению, при проведении контрольно-ревизионных мероприятий учредителем может быть сделан вывод о нецелесообразности содержания отдельных должностей. При этом выводы и замечания, как правило, сопровождаются необходимыми расчетами и ссылками на законодательные, нормативные и иные акты (например, нормативы штатной численности).

Однако и в этом случае требования, сформулированные в акте ревизии и проверки, по моему мнению, будут носить только рекомендательный характер.

Подушевое финансирование

Несоблюдение норм подушевого финансирования, по моему мнению, квалифицируется как уменьшение размера субсидии на выполнение государственного задания.

В разделе 6 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) разъяснено, что уменьшение объема субсидии на государственное (муниципальное) задание в течение срока его выполнения возможно только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Другие основания для уменьшения объема субсидии в текущем году (в том числе невыполнение государственного (муниципального) задания, не сопровождающееся внесением изменений в государственное (муниципальное) задание) законодательством РФ не предусмотрены.

Таким образом, действия учредителя по уменьшению размера субсидии могут быть обжалованы установленным порядком, а размер фактически выделяемых денежных средств должен быть доведен до размера субсидии, соответствующего нормам подушевого финансирования.

То есть, фактически, у учреждения есть законное основание рассчитывать на получение субсидии в полном объеме. В этих условиях требования по выполнению соотношений по фонду оплаты труда и установление процента стимулирующего фонда, по моему мнению, правомерны.

Ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств

Непосредственно за неэффективное расходование денежных средств бюджетными учреждениями в настоящее время уголовная и административная ответственность не установлена. Соответствующий законопроект был внесен в ГД СФ РФ в 2013 году, но по неясным причинам пока не принят.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств может быть применена только к получателям бюджетных средств, к числу которых бюджетные учреждения не относятся.

Вместе с тем, по моему мнению, у контролирующих органов имеются возможности квалифицировать отдельные операции по другим статьям КоАП РФ и УК РФ – например, как злоупотребление полномочиями или их превышение.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль