Учет имущества: нежилое помещение в оперативном управлении

28482

Вопрос

Уважаемые эксперты!
В 2011 году бюджетному учреждению в оперативное управление передано нежилое помещение – служебные кабинеты, занимающие часть 3 этажа многоэтажного здания, не имеющие отдельного входа. Недвижимое имущество (имущество казны РФ) передано территориальным управлением Росимущества по акту о приеме-передаче здания (сооружения) по балансовой стоимости 0 рублей, сведения о начисленной амортизации отсутствуют. Других документов, на основании которых объект может быть принят к балансовому учету принимающей стороной (извещение, форма 0504805) нет. Здание было построено в 1978 году, введено в эксплуатацию в июне 1978 года. Свидетельство о регистрации получено в декабре 2011 года.
1. Должно ли бюджетное учреждение самостоятельно производить оценку помещения для получения текущей рыночной стоимости для постановки на балансовый учет? Кем производится оценка федерального имущества?
2. Подскажите порядок расчета остаточной стоимости недвижимого имущества для начисления налога на имущество. С какого времени учреждение платит налог на имущество: с момента получения права оперативного управления, с момента постановки на балансовый учет (т.е. определения балансовой стоимости), с даты получения свидетельства о регистрации?
3. Какой применить код ОКОФ к служебным функциональным помещениям (10 кабинетам) в многоэтажном здании (10 этажей) с железобетонными панелями, с централизованным отоплением и водоотведением? Какой определить срок полезного использования имущества, относящегося к 10-й амортизационной группе?
4. Какими проводками отразить в бюджетном учете принятие служебных кабинетов, переданных в оперативное управление без балансовой и остаточной стоимости?
5. Какие первичные документы передает территориальное управление Росимущества вместе с правом оперативного управления бюджетному учреждению?

Ответ

Вначале несколько слов об общей оценке описанной ситуации. По моему мнению, представляется очевидным, что передача объектов в оперативное управление учреждению произведена не вполне корректно: по балансовой стоимости 0 рублей переданы объекты, которые в принципе не могут иметь нулевую стоимость (капитальное здание не может быть полностью амортизировано за 34 года); комплект документов, опосредующих передачу, неполон, в результате чего правомерное принятие полученных объектов к системному учету представляется невозможным.

Вероятные последствия такой передачи, по моему мнению, могут быть следующие. Во-первых, возможны разногласия с налоговыми органами. Имущество казны, по общему правилу, к объектам основных средств не относится и, в силу этого, под обложение налогом на имущество не подпадает. Если бы объекты были переданы в пользование без закрепления права оперативного управления, формальных поводов для предъявления претензий у налоговых органов не возникло бы. Однако подобные действия могут быть расценены как уклонение от уплаты налогов со всеми вытекающими последствиями (доначислением налога и начислением финансовых санкций).
Во-вторых, при таком оформлении стоимость имущества казны, оставшегося на балансе ТУ Росимущества, фактически оказалась завышенной. Из этого следует, что в перспективе – при закреплении права оперативного управления за другим учреждением – оно будет вынуждено учесть всю стоимость здания и, соответственно, уплачивать налог с этой суммы. Если здание будет передано коммерческой организации, то почти наверняка можно предположить, что потребуется уточнение стоимости «задним числом». Если здание будет передано бюджетному или автономному учреждению, возникнут проблемы с определением размера субсидии в части, относящейся к содержанию (включая налог на имущество) помещений, ранее переданных другому экономическому субъекту.
В-третьих, весьма вероятно возникновение проблем при внесении изменений в реестр федерального имущества.
В-четвертых, если учреждение самостоятельно оценит поступившие объекты, то могут возникнуть проблемы с составлением консолидированной отчетности тем же ТУ Росимущества – общая стоимость имущества, находящегося в его собственности (имущества казны и имущества, переданного в оперативное управление учреждениям), будет искусственно завышена на величину оценки, произведенной учреждением.

Из сказанного следует, что наиболее рационально в сложившейся ситуации переформление (и дооформление) передаточных документов, с тем чтобы данные, указанные в них (и, соответственно, данные бухгалтерского учета учреждения), соответствовали фактическому состоянию дел. Теперь ответы по существу заданных вопросов.

1. Оценка помещения для исчисления текущей рыночной стоимости с целью постановки на балансовый учет

Из норм статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» следует, что проведение оценки имущества, используемого государственными и муниципальными учреждениями, не обязательно. Это значит, что для проведения оценки не надо привлекать независимого оценщика, в связи с чем не возникает и вопроса о дополнительных расходах. Ситуация, описанная в вопросе, по моему мнению, подпадает под действие нормы пункта 25 Инструкции № 157н – то есть, оценка проводится постоянно действующей в учреждении комиссией. Хотя в данной ситуации такая оценка вряд ли будет правомерной. Пункт 25 Инструкции № 157н обязывает оценивать объекты основных средств по текущей рыночной стоимости. На балансе Росимущества здание (в котором расположены переданные в оперативное управление помещения), скорее всего, оценивается по кадастровой (или оценке БТИ). В результате может оказаться, что стоимость полученных помещений окажется сопоставимой со стоимостью всего здания. Поэтому представляется целесообразным согласовать действия по оценке помещений с представителями стороны, которая их передала. Либо истребовать документы, в которых будет указана балансовая (по данным Росимущества) стоимость помещений.

2. Порядок расчета остаточной стоимости недвижимого имущества и налог на имущество

Так как налог исчисляется на основании данных бухгалтерского учета, начислять его в этом случае следует со дня оприходования объектов в учете бюджетного учреждения в составе основных средств. Такое оприходование в отношении объектов недвижимости возможно после получения письменного подтверждения государственной регистрации права оперативного управления. Порядок расчета налоговой базы предельно точно описан в главе 30 НК РФ (статья 374 НК РФ).

3. ОКОФ: помещения

ОКОФ не выделяет помещения в отдельные объекты основных средств. По экономическому смыслу срок полезного использования части здания не может быть менее срока полезного использования самого здания. Инструкция № 157н (пункт 44) при установлении срока полезного использования для объектов 10 амортизационной группы рекомендует применять Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072. Из приведенных в вопросе характеристик можно заключить, что данное здание подпадает под шифр 10001 с нормой амортизационных отчислений 1 процент и, следовательно, сроком полезного использования 100 лет.

4. Постановка имущества на баланс: проводки

По моему мнению, отсутствие в сопроводительных документах информации об остаточной стоимости полученного объекта (первоначальной стоимости и амортизации) служит препятствием для отражения каких-либо данных в системном учете. Правомерным, на мой взгляд, представляется временное отнесение полученного объекта на забалансовый учет (счет 01 «Имущество, полученное в пользование»). Позже, по получении необходимых данных (надлежащим образом оформленных документов или результатов оценки) стоимость полученного имущества отражается в системном учете (на счетах 010100000 и 010400000) с одновременным списанием с забалансового учета. Необходимо обратить внимание на то, что в данном случае, может возникнуть еще одна техническая проблема. При оприходовании корреспондирующим счетом будет либо счет 121006000 либо счет 130404000. При составлении передающей стороной консолидированной отчетности остатки по этим счетам должны сворачиваться в ноль. Следовательно, без согласования действий с ТУ Росимущества оприходование полученных объектов основных средств вряд ли будет возможным.

5.Первичные документы

Пункт 6 Инструкции № 162н в перечне документов, которыми оформляется поступление основных средств, не содержит указания на применение Извещения (формы 0504805). Таким образом, для принятия объекта к учету достаточно оформленного Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке. Однако в данном случае, по моему мнению, Акт не может быть принят к учету, так как оформлен с нарушением требований пункта 7 Инструкции № 157н – не указан обязательный реквизит «измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении» (даже если в соответствующих строках указаны нули, реквизит не может считаться заполненным, поскольку такие данные не соответствуют фактическому состоянию объекта).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×