Регистрация pos-терминалов бюджетном учреждении

1125

Вопрос

В бюджетном учреждении планируется установить  эквайринг. 1. Может ли работать эквайринг без кассового аппарата ?
2. Нужно ли регистрировать в налоговой инспекции (как ККТ) ?

Ответ

Расчеты с гражданами с применением pos-терминалов признаются безналичными расчетами.

 

После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств. Кассир возвращает карту клиенту с приложением:

- слипа (чека, выдаваемого pos-терминалом);

- кассового чека с отметкой о том, что произведен безналичный расчет.

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом.Если же учреждение проводит расчеты с гражданами без применения ККМ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности.

Соответственно, терминал (эквайринг) может работать без кассового аппарата, но при этом нужно выдавать БСО клиенту.

Специальное электронное оборудование (терминал) не относится к категории контрольно-кассовой техники (не включено в Госреестр ККТ), данное оборудование регистрации в налоговой инспекции не подлежит.

 

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расчеты за оказанные услуги (выполненные работы) посредством установки pos-терминалов

Расчеты граждан с учреждениями за полученные товары (работы, услуги) через pos-терминалы с использованием банковских (платежных) карт называются эквайрингом. Такие расчеты проводят кредитные организации – эквайеры. Об этом сказано в пункте 1.9 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-п.

Заключение договора эквайринга

Официальных разъяснений, как организациям госсектора проводить расчеты с использованием pos-терминалов, в настоящее время нет.

Установка специального оборудования предполагает заключение с банком договора эквайринга. По условиям данного договора банк-эквайер предоставляет учреждению в аренду pos-терминал, проводит прием платежей по банковским (платежным) картам и зачисляет полученные средства на счет учреждения. За проведение данных операций учреждение выплачивает банку вознаграждение – определенный процент от суммы поступивших денежных средств.

В учете бюджетных учреждений:

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения все операции с поступающими деньгами должны проводить через лицевые счета, открытые в Казначействе России (финансовом органе) (п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что получение оплаты через pos-терминалы противоречит действующему законодательству, так как деньги поступают не напрямую от гражданина к учреждению, а через кредитную организацию.

С другой стороны, есть аргументы, которые позволяют бюджетным учреждениям применять такой вид расчетов с клиентами.

Если по договору эквайринга проведение платежей через pos-терминал не требует открытия учреждению расчетного счета в банке-эквайере, то деньги становятся доходом учреждения в момент их поступления на лицевой счет учреждения в Казначействе России (финансовом органе). А значит, ограничение на открытие бюджетным учреждением расчетных счетов в кредитных организациях нарушено не будет.

Однако во избежание разногласий с проверяющими согласуйте заключение договора эквайринга с учредителем и Казначейством России.

Документальное оформление

Расчеты с гражданами с применением pos-терминалов признаются безналичными расчетами. Для осуществления расчета сотрудник учреждения (кассир) должен провести карту клиента через терминал, имеющий связь с банком. В момент проведения операции по каналу связи терминал сообщает номер платежной карты в банк, который, в свою очередь, проверяет наличие средств на счете гражданина. После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств. Кассир возвращает карту клиенту с приложением:*

  • слипа (чека, выдаваемого pos-терминалом);
  • кассового чека с отметкой о том, что произведен безналичный расчет.

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Если же учреждение проводит расчеты с гражданами без применения ККМ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности.

Об этом сказано в пункте 5.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктах 1, 2статьи 2, статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Подтверждает этот вывод письмо Минфина России от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Внимание: невыдача гражданину кассового чека или другого документа, подтверждающего факт получения оплаты, может повлечь за собой административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа: на должностное лицо – от 3 до 4 тыс. руб., на юридическое лицо – от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данные о сумме выручки, полученной в наличной и безналичной форме, отразите в журнале кассира-операциониста (ф. КМ-4). При этом информацию о выручке, полученной с применением pos-терминала, отразите следующим образом:

  • в графе 12 – количество платежных (банковских) карт;
  • в графе 13 – общая сумма средств, полученных с применением платежных (банковских) карт.

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый с ККМ в конце смены кассира.

Такой порядок приведен в письме УФНС России по г. Москве от 20 января 2011 г. № 17-15/4707.

 

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.05.2003 № 54-ФЗ

О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (с изменениями на 5 мая 2014 года) (редакция, действующая с 9 мая 2014 года)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;*


Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);*

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×