Проводки оформления в бюджетном учете поступления имущественной казны

1286

Вопрос

На балансе бюджетного учреждения учитывается  объект недвижимости (здание) и отдельно учитывается дворовая канализация сети этого здания  на счете 101.13 "Передаточные устройства". Объект недвижимости, а также земельный участок, на котором расположен это здание находятся в оперативном управлении и являются собственностью РФ. На дворовую канализацию свидетельств права собственности нет и оформить не представляется возможным. Сейчас стоит вопрос о безвозмездной  передаче объекта недвижимости, земельного участка (естественно и дворовой канализации) в казну Российской Федерации. Каким образом можно передать дворовую канализацию и каковы проводки в бухгалтерском учете

Ответ

Муниципальное имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет муниципальную казну (счет 0.108.50.000) . Порядок учета имущества, составляющего муниципальную казну, а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на местном уровне.

Для того, чтобы отразить передачу дворовой канализации в состав имущества казны следует проверить- правомерно ли она была учтена в составе основных средств. Для этого предлагаем воспользоваться информацией, данной в ситуации 3 и статье 4.Например, если под дворовой канализацией подразумевается колодец, то его сложно назвать отдельным объектом основных средств. Он должен быть учтен в составе здания.

Если же система дворовой канализации отвечает требованиям, предъявляемым к объектам основных средств, то при передаче в имущество казны произведите в учете записи, аналогичные приведенным в примере 2 статьи 2.

1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:*

  • государственную казну России;
  • государственную казну субъектов РФ;
  • муниципальную казну.*

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.*

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях.* Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

  • нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);
  • финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника.* Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

  • недвижимое имущество:
    – земельные участки;*

Документальное оформление

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности* (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования.* В частности, данным документом устанавливаются:

  • состав и перечень регистрируемых параметров объектов;
  • порядок сбора, обработки и актуализации данных;
  • полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:*

  • распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);
  • комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;
  • свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА*

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:*

  • 0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • 0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;
  • 0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
  • 0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
  • 0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • 0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:*

  • четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;
  • документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);
  • другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить иной порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

2. Статья: Учет имущества казны

Правила отражения ситуации на счетах

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000«Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1

Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имуществабудет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...».

Внимание! Инструкция 162н скорректирована. Читайте статью "Инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений в 2016 году"

Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).

Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.*

Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Пример 2

Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:*

3.Ситуация: Нужно ли в бухучете включить в состав основных средств коммуникации к зданию

По общему правилу коммуникации к зданию включать в состав основных средств не нужно. Объясняется это так.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) коммуникации внутри зданий (в частности,* система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода, канализация)* входят в состав зданий. То есть учитывать их как отдельные основные средства не нужно. При этом сведения о данных коммуникациях должны быть отражены в техническом паспорте объекта.

Если коммуникации находятся в наружных пристройках к зданию, их следует учитывать как отдельные объекты основных средств, имеющие самостоятельное хозяйственное значение.* Например, подстанция трансформаторная (код по ОКОФ – 11 4527343), котельная отопительная и отопительно-производственная (код по ОКОФ – 11 4527391), пункт электрический распределительный (код по ОКОФ – 12 4521121).

Аналогичные выводы в сделаны в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3529.

Следует отметить, что отнесение материальных ценностей к основным средствам входит в компетенцию учреждения. Поэтому окончательное решение о включении (не включении) коммуникаций в состав основных средств учреждение должно принять самостоятельно.

4.Статья: Учет основных средств

Единица учета

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть:*

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно).

Если у одного объекта есть несколько частей, которые имеют разные сроки полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания* (сарай, забор, колодец* и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект.* Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают работу двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.) также признаются самостоятельными инвентарными объектами.*

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль