Процесс перехода на упрощенную систему налогообложения

1603

Вопрос

Можем ли мы,государственное автономное учреждение, находясь на общей системе налогообложения перейти на упрощенную систему налогообложения в части доходов от предпринимательской деятельности?  Распишите, пожалуйста, поэтапно о переходе.

Ответ

Да, автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения.

 

Автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

О переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление составьте по форме № 26.2-1, которая рекомендована приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

1. Рекомендация: Кто может применять упрощенку

Возможность применения упрощенки зависит:

  • от характера деятельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Полный перечень организаций, которые в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса РФ не могут применять упрощенку, приведен в таблице.

Не вправе применять упрощенку казенные и бюджетные учреждения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

На автономные учреждения такое ограничение не распространяется. Кроме того, автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178.*

 

Условия применения УСН

Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:*

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Лимит дохода

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для перехода на упрощенку

=

45 000 000 руб.

×

Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Поэтому организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2015 года, если по итогам девяти месяцев 2014 года ее доход не превысит 48 015 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку автономных учреждений

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В отношении розничной торговли «Альфа» применяет ЕНВД. С оптовых операций автономное учреждение платит налоги по общей системе налогообложения.

Сумма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, составляет 54 000 000 руб.

С 1 января 2015 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета за девять месяцев 2014 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 9 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 3 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных учреждением за девять месяцев 2014 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2015 года, равна:
9 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 10 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
10 000 000 руб. < 48 015 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2015 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки.

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима (60 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима

=

60 000 000 руб.

×

Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год

Поэтому налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года его доходы не превысили 64 020 000 руб. Это следует из положенийпункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики (комитенты, принципалы) включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:

  • доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • доходы, начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки автономным учреждением

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В отношении розничной торговли «Альфа» применяет ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2014 года автономное учреждение применяет упрощенку.

За девять месяцев 2014 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, составляет 54 000 000 руб.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2014 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (64 020 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, автономное учреждение вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2014 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход учреждения за 2014 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (64 020 000 руб.), с 1 октября 2014 года учреждение утратило право на применение упрощенки.

Численность сотрудников

При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При определении средней численности сотрудников руководствуйтесь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.

В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности автономное учреждение может взять из самой формы статистической отчетности № П-4, которую сдает в органы статистики.

Остаточная стоимость основных средств

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Автономные учреждения при расчете остаточной стоимости основных средств (в целях применения ограничения, предусмотренного подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) не учитывают:

  • основные средства, полученные от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности;
  • основные средства, полученные в качестве целевых поступлений и используемые для осуществления некоммерческой деятельности;
  • основные средства, приобретенные (созданные) за счет средств целевого финансирования (в т. ч. субсидий).

Такой порядок следует из положений подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12, статьи 256Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-06/2/8166, от 9 августа 2011 г. № 03-11-06/2/116, ФНС России от 18 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11562.

Если организация (автономное учреждение) планирует перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором планируется подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если организация (автономное учреждение) уже применяет упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2015 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2015 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2015 года.

 

2. Рекомендация: Как начать применять упрощенку

Уведомление налоговой инспекции

О переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление составьте по форме № 26.2-1, которая рекомендована приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.*

В уведомлении укажите:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточную стоимость основных средств (при наличии данных);
  • размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения упрощенки (при наличии данных).

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).*

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

 

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×