Порядок уплаты налога с продаж

275

Вопрос

В сентябре 2014 года в казенное учреждение «А» поступило требование от ИФНС по уплате НАЛОГА С ПРОДАЖ в сумме 35000 рублей и пени в сумме 43000 рублей. Налог с продаж утратил свою силу с 1 января 2004 года. Казенное учреждение «А» плательщиком налога с продаж не являлось и не является. В 2011 году при реорганизации путем присоединения к казенному учреждению присоединилось учреждение «Б», которое в свое время являлось плательщиком налога с продаж. Как поясняет ИФНС в телефонном режиме, задолженность по налогу с продаж к учреждению «А» перешла от учреждения «Б» при реорганизации. Однако в передаточном акте и в разделительном (ликвидационном) балансе сумма задолженности по налогу с продаж не отражена. Акта сверки с ИФНС, подтверждающую эту задолженность нет. Вопрос: 1) правомерно ли требование ИФНС об уплате налога с продаж к казенному учреждению «А» ? 2) Есть ли возможность избежать уплаты налога с продаж по данному требованию ИФНС?

Ответ

С большей степенью вероятности требование налогового органа неправомерны, так как вышли скорее всего нарушены сроки. Кроме того, отсутствие задолженности в передаточном акте и разделительном балансе свидетельствует об отсутствии задолженности по налогу  продаж. Однако для того, чтобы достоверно опровергнуть или подтвердить это, необходимо выяснить в ходе каких мероприятий и когда изначально была выявлена недоимка, предпринимались ли какие либо действия ИФНС по взысканию недоимки с присоединенного к Вам юридического лица, проводили ли Вы ранее (после реорганизации) сверки с налоговым органом и пр.

 

Налоговый орган не может заставить вас уплатить недоимку, пени и штрафы, по которым истекли сроки давности взыскания, поэтому Вам крайне важно просчитать сроки, в частности узнать первоначальную даты выявления недоимки.

К Вам могла перейти задолженность присоединяемого юридического лица (ст. 58 ГК РФ, ст. 50 НК РФ). Однако, налоговый орган должен был направить Вам (или присоединенному лицу) требование в течении 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (ст. 70, ст. 87, ст. 101 НК РФ) или в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (если недоимка выявилась вне рамок налоговой проверки) (ст. 70 НК РФ).

То есть с 2004 г. по 2011 г. у ИФНС была возможность выставить требование об уплате налога, так как представляется маловероятным, что за это время указанная недоимка не была выявлена ни в ходе камеральной проверки, ни в ходе выездных. Поэтому рекомендуем Вам уточнить выставлялись ли требования к присоединенному юридическому лицу.

В требовании дается срок для добровольного исполнения (п. 3 ст. 46 НК РФ). По общему правилу для добровольной уплаты недоимки, пеней, штрафа, процентов отводится восемь рабочих дней  с даты получения вами требования (ст. 69 НК РФ). Ранее этот срок составлял 10 дней.

Если  по истечении этого срока налогоплательщик не выполнил обязательство, то налоговый орган взыскивает задолженность в принудительном порядке.

Что касается данных в передаточном акте и в разделительном (ликвидационном) балансе, то они также подлежат исследованию. Дело в том, что на момент реорганизации налоговая недоимка в учете юридического лица - предшественника должна числиться (так как налог отменен еще в 2004 г.), а следовательно, должна быть отражена в разделительном балансе или передаточном акте (ст. 59 ГК РФ). Если обязательства не отражены в разделительном балансе и передаточном акте, то Ваше учреждение не может являться должником по налогу (ст. 58, Постановление ФАС СКО от 14.05.2007 № Ф08-2122/2007-868А).

В совокупности с иными обстоятельствами дела суд указал, что из передаточного акта следует, что недоимка по налогу отсутствовала у реорганизуемого лица и, соответственно, не передавалась Обществу. При таких обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод об удовлетворении требований Общества о признании недействительным оспариваемого требования (Постановление ФАС ПО от 23.01.2007 № А65-17224/2006-СА2-34).

 

1. Письмо Минфина РФ от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57

«Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) не установлен общий срок давности выявления недоимки.

Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам*.

Статьями 88, 89, 100 и 101 Кодекса установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.

Пунктом 2 ст. 70 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 100 Кодекса по результатам налоговой проверки составляется акт налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

По результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указывается сумма недоимки, выявленная в ходе налоговой проверки (п. 8 ст. 101 Кодекса).

При выявлении недоимки в ходе камеральной налоговой проверки и отсутствии признаков состава нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в ходе иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых составление акта не предусмотрено, налоговым органом в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 Кодекса должен быть составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

При этом Кодексом не установлена обязанность налогового органа вручать налогоплательщику указанный документ.

Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки*».

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 № А65-17224/2006-СА2-34

«Также следует учитывать, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество создано 26.08.2005 путем реорганизации в форме преобразования.

Согласно п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Однако из передаточного акта следует, что недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог отсутствовала у реорганизуемого лица и, соответственно, не передавалась Обществу.

При таких обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод об удовлетворении требований Общества о признании недействительным оспариваемого требования в указанной части».

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×