Возврат в бюджет сумм переплаты заработной платы

3624

Вопрос

В январе месяце при заключении нового контракта с руководителем бухгалтером-расчетчиком было обнаружено, что он утратил право на надбавку за высшую категорию с ноября предыдущего года. Эта выплата ему производилась за счет целевых средств (а не за счет субсидий на выполнение муниципального задания). Руководитель написал в январе заявление с просьбой удержать из его зарплаты эту излишне начисленную выплату. Расчетчик сделал соответствующее сторно в начислениях января. Эти средства остались на лицевом счете для средств на выполнение муниципального задания. Можем ли мы в сентябре сделать корректировку проведенного сторно и отнести "снятые" начисления на КВФО для целевых средств ( так как в текущем году эти выплаты производятся именно за счет целевых субсидий) текущего года, а потом в первые 5 рабочих дней следующего года перечислить эти средства в доход бюджета, как неиспользованные субсидии на целевые расходы? Или нам необходимо в текущем году ( т.е. когда мы обнаружили и исправили ошибку) перечислить эти средства в доход бюджета на КОСГУ 180? Бухгалтерские проводки укажите, пожалуйста, сразу с кодом вида финансового обеспечения.

Ответ

Четкого ответа на вопрос нет. Действия по возврату переплаты  в бюджет следует согласовать с учредителем.

 

Сумму переплаты из заработной платы, выплаченной из целевых субсидий прошлого года целесообразно удержать из средств целевых субсидий текущего и отправить в доход бюджета, кроме случая наличия решения учредителя на право распоряжаться данными средствами в текущем году. В таком случае сентябре Вам необходимо сделать корректировку проведенного сторно и отнести удержанные суммы на КВФО для целевых средств.

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Начислена задолженность сотрудника по возмещению задолженности

5.205.30.000

5.401.10.130

Зарплата начислена за счет средств целевых субсидий

Удержана сумма из зарплаты сотрудника (с его согласия)

5.302.11.000

5.304.03.000

 

Отражено выбытие средств со счета по учету субсидий

5.304.03.000

5.201.11.000<7>

 

Увеличение забалансового счета 18
(по коду выбытий 211)

 

Отражено поступление средств на счет по учету целевых субсидий (погашена задолженность сотрудника)

5.201.11.000<7>

5.205.30.000

 

Увеличение забалансового счета 17
(по коду поступлений 130)

 
             

Отражение данных операций в бухгалтерском учете не регламентировано, их необходимо согласовать с учредителем.

 

1. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств ранее был произведен кассовый расход.

Дебиторскую задолженность прошлых лет нужно перечислить в доход соответствующего бюджета, если ранее кассовый расход был произведен за счет:

Это следует из положений статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, части 3.17 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

По общему правилу перечислить дебиторскую задолженность в доход соответствующего бюджета должен контрагент (дебитор). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты, в частности:

  • реквизиты счета 0.401.01.000 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;
  • код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления. Как правило, это орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.

Кроме того, возможна ситуация, когда дебиторская задолженность зачислена на лицевой счет учреждения (или получена наличными в кассу). В этом случае перечислить задолженность в доход соответствующего бюджета учреждение должно самостоятельно.

В платежном документе дебитор (учреждение) должен указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Объясняется это тем, что дебитор (учреждение) компенсирует затраты, понесенные органом, осуществлявшим функции и полномочия учредителя в прошлые годы. Детализация данного кода классификации доходов зависит от того, за счет средств какого бюджета были произведены кассовые выплаты учреждением. Например, если расходы производились за счет целевых субсидий, предоставленных учреждению из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–17-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Если расходы учреждения ранее были произведены им за счет средств от деятельности, приносящей доход, и (или) за счет субсидий на выполнение госзадания, учреждение вправе использовать остатки указанных средств в текущем финансовом году (ч. 17 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Кроме того, федеральные учреждения могут не перечислять в доход бюджета суммы возврата кассовых выплат прошлого года, произведенных за счет средств целевых субсидий (например, по причине неверного указания реквизитов или излишнего перечисления средств). Но только если учредитель примет решение о наличии потребности учреждения в направлении остатков субсидии на те же цели. Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205).

В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается на лицевом счете учреждения в порядке, установленном Федеральным казначейством или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

Так, если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок открытия и ведения лицевых счетов, в том числе порядок отражения операций со средствами от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов (с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым был произведен кассовый расход) (п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 г. № 12-21/98).

Для учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:

Согласно действующим правилам, дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевых счетах бюджетного учреждения (коды 20, 21) как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым ранее был произведен кассовый расход. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205), от 26 сентября 2012 г. № 02-03-07/3956.

Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения являются расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них должна содержаться информация о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В случае отсутствия в платежном документе (указания ошибочного) кода КОСГУ суммы возврата дебиторской задолженности будут отражены на лицевом счете учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». При необходимости данную информацию можно уточнить путем представления уведомления об уточнении операций клиента (ф. 0531852).

На лицевом счете автономного учреждения (код 30) возврат дебиторской задолженности прошлых лет подлежит восстановлению в размере сумм произведенных кассовых выплат без применения кода КОСГУ. На отдельном лицевом счете автономного учреждения (код 31) дебиторская задолженность прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов – в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений.

Это следует из пунктов 11, 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н, пунктов 10, 13 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

Из рекомендации «Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)»

 

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении удержание из зарплаты материального ущерба, нанесенного учреждению

В учете автономных учреждений:

Порядок отражения в учете поступлений от добровольного возмещения сотрудником суммы уплаченного по его вине штрафа Инструкцией № 183н не определен.

Вместе с тем, при решении рассматриваемого вопроса автономные учреждения могут обратиться к разъяснениям для казенных учреждений. Связано это с тем, что приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н установлен единый порядок применения плана счетов всеми учреждениями. Так, казенные учреждения расчеты по возмещению сотрудником штрафа, уплаченного учреждением, отражают на счете 0.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг». Следовательно, автономные учреждения также должны отражать возмещение сотрудником штрафа, уплаченного учреждением, на счете 0.205.30.000 (как компенсацию затрат учреждения).

Начисление задолженности сотрудника по возмещению суммы штрафа отражайте по КФО 2 «Приносящая доход деятельность» (письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374).

Доходы от возмещения уплаченного штрафа отразите проводкой:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Начислена задолженность сотрудника по возмещению уплаченного учреждением штрафа

2.205.30.000

2.401.10.130

Компенсация от сотрудника может быть внесена им в кассу, на расчетный счет учреждения или удержана из его зарплаты.

Если сотрудник вносит средства в кассу или на счет учреждения, сделайте проводку:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Сумма компенсации внесена в кассу

2.201.34.000

2.205.30.000

2.

Сумма компенсации поступила на счет

2.201.11.000<6>

2.205.30.000

Увеличение забалансового счета 17
(по коду поступлений 130)

<6> Счет 2.201.21.000 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

       

Такой порядок установлен пунктами 95–96 Инструкции № 183н.

Если учреждение удерживает сумму компенсации из зарплаты сотрудника, то отражение операций в учете возможно двумя способами. При этом проводки зависят от того, в рамках какой деятельности выплачивается зарплата.

Вариант 1

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Зарплата начислена в рамках приносящей доход деятельности

1.

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

2.302.11.000

2.304.03.000

2.

Погашена задолженность сотрудника

2.304.03.000

2.205.30.000

Зарплата начислена за счет средств субсидий на госзадание

1.

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

4.302.11.000

4.304.03.000

2.

Отражено обязательство по перечислению средств, удержанных из зарплаты в рамках госзадания, на счет по учету средств от приносящей доход деятельности (на основании справки по форме № 0504833)

4.304.03.000

4.304.06.000

3.

Погашена задолженность сотрудника

2.304.06.000

2.205.30.000

       

Такой порядок следует из пункта 2 письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 02-06-10/4354.

Внимание: корреспонденция счетов, рассмотренная в варианте 1, подлежит отражению в бухгалтерской отчетности как некассовая операция.

Вариант 2

При удержании компенсации из зарплаты сотрудника поступление и выбытие средств на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счету 0.201.11.000 (0.201.21.000), не отразится (данные нужны для формирования отчетности). Поэтому учреждению целесообразно на основании справки по форме № 0504833 сделать переброску средств с кода 211 на код 130:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Зарплата начислена в рамках приносящей доход деятельности

1.

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

2.302.11.000

2.304.03.000

2.

Отражено уменьшение средств на счете по статье 211

2.304.03.000

2.201.11.000<7>

Увеличение забалансового счета 18 (по коду выбытий 211)

3.

Отражено поступление средств на счет по статье 130 (погашена задолженность сотрудника)

2.201.11.000<7>

2.205.30.000

Увеличение забалансового счета 17
(по коду поступлений 130)

Зарплата начислена за счет средств субсидий на госзадание

1.

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

4.302.11.000

4.304.03.000

2.

Отражено выбытие средств со счета по учету субсидий

4.304.03.000

2.201.11.000<7>

Увеличение забалансового счета 18
(по коду выбытий 211)

3.

Отражено поступление средств на счет по учету средств от приносящей доход деятельности (погашена задолженность сотрудника)

2.201.11.000<7>

2.205.30.000

Увеличение забалансового счета 17
(по коду поступлений 130)

<7> Счет 2.201.21.000 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

       

Такие правила установлены пунктами 167–168 Инструкции № 183н.

 

3. Рекомендация: Как удержать излишне выплаченную зарплату

В учете автономных учреждений:

Корректировку излишне начисленных сумм зарплаты отразите проводкой:

Дебет 0.401.20.211 (0.109.60.211, 0.109.90.211...) Кредит 0.302.11.000
– сторнирована излишне начисленная зарплата.

В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такие правила установлены пунктами 3, 131 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (п. 18, счета 109.00, 302.00, 401.20).

Пример удержания с сотрудника ошибочно выплаченной ему зарплаты

В середине мая бухгалтер автономного учреждения «Альфа» обнаружил, что в расчете зарплаты (по КФО 4) была допущена счетная ошибка, из-за которой экономисту А.С. Кондратьеву была начислена излишняя сумма в размере 10 100 руб.

Учреждение платит взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента. Страховые взносы начисляет по общим тарифам. Сумма облагаемых взносами выплат в пользу Кондратьева не превысила с начала года 624 000 руб.

Месячный оклад Кондратьева – 27 000 руб. Зарплата выплачивается в последний день месяца. Детей у сотрудника нет, поэтому стандартный налоговый вычет ему не предоставляется.

Максимальная сумма, которую можно удержать с месячной зарплаты, составляет:
(27 000 руб. – 27 000 руб. × 13%) × 20% = 4698 руб.

Сумма излишне выплаченной Кондратьеву зарплаты равна:
10 100 руб. – 10 100 руб. × 13% = 8787 руб.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал такие записи.

В мае:

Дебет 4.109.80.211 Кредит 4.302.11.000
– 10 100 руб. – сторнирована излишне начисленная зарплата Кондратьева;

Дебет 4.302.11.000 Кредит 4.303.01.000
– 1313 руб. (10 100 руб. × 13%) – сторнирован излишне удержанный НДФЛ с взыскиваемых сумм;

Дебет 4.109.80.213 Кредит 4.303.02.000
– 293 руб. (10 100 руб. × 2,9%) – сторнированы излишне начисленные взносы в ФСС России;

Дебет 4.109.80.213 Кредит 4.303.10.000
– 2222 руб. (10 100 руб. × 22%) – сторнированы излишне начисленные пенсионные взносы;

Дебет 4.109.80.213 Кредит 4.303.07.000
– 515 руб. (10 100 руб. × 5,1%) – сторнированы излишне начисленные взносы в ФФОМС России;

Дебет 4.109.80.213 Кредит 4.303.06.000
– 20 руб. (10 100 руб. × 0,2%) – сторнированы излишне начисленные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 4.109.80.211 Кредит 4.302.11.000
– 27 000 руб. – начислена зарплата Кондратьеву за май;

Дебет 4.302.11.000 Кредит 4.303.01.000
– 3510 руб. (27 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ с зарплаты Кондратьева за май;

Дебет 4.302.11.000 Кредит 4.201.34.000
– 18 792 руб. (27 000 руб. – 3510 руб. – 4698 руб.) – выплачена Кондратьеву зарплата за май за вычетом удержаний.

В июне:

Дебет 4.109.80.211 Кредит 4.302.11.000
– 27 000 руб. – начислена зарплата Кондратьеву за июнь;

Дебет 4.302.11.000 Кредит 4.303.01.000
– 3510 руб. (27 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ с зарплаты Кондратьева за июнь;

Дебет 4.302.11.000 Кредит 4.201.34.000
– 19 401 руб. (27 000 руб. – 3510 руб. – (8787 руб. – 4698 руб.)) – выплачена Кондратьеву зарплата за июнь за вычетом удержаний.

Нужно ли пересчитать налоги и страховые взносы при удержании с сотрудника излишне выплаченной зарплаты. Выплата произошла в прошлых периодах и была обнаружена после сдачи отчетности по налогам

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какой причине произошла излишняя выплата.

Если излишняя выплата зарплаты не связана со счетной ошибкой, то налоги не пересчитывайте и уточненные декларации не представляйте. Так поступайте, если:

  • сотрудник не выполнял нормы труда или находился в простое (эти обстоятельства должны быть установлены комиссией по трудовым спорам или судом);
  • ошибка была вызвана неправомерными действиями самого сотрудника. Например, если он подал в бухгалтерию неправильные документы на стандартные налоговые вычеты (это обстоятельство должно быть подтверждено судом).

В этих случаях уменьшение заработка сотрудника на излишние выплаты – это не исправление ошибки бухгалтера, требующее корректировки уточненных деклараций. Это одно из удержаний по инициативе администрации, которое учреждение произвело в положенное время (ст. 137 ТК РФ). Сумму выплат сотруднику в месяце корректировки включите в расчет зарплатных налогов и взносов с учетом удержаний.

Если излишняя выплата зарплаты связана со счетной ошибкой в прошлых отчетных (налоговых) периодах, налоговую базу за прошлые периоды нужно скорректировать (ст. 54 НК РФ). Также поступайте, если сотрудник по собственному желанию возместил учреждению излишне выплаченную зарплату. Так как в рассматриваемом случае к моменту обнаружения ошибки отчетность по налогу на прибыль уже сдана, в инспекцию подайте уточненные декларации, поскольку в связи с излишней выплатой зарплаты по этому налогу образуется недоимка (п. 1 ст. 81 НК РФ).

По НДФЛ в результате исправления ошибки возникнет переплата. Если производится перерасчет за прошлые налоговые периоды, когда форма 2-НДФЛ уже сдана, необходимо еще раз подать ее в инспекцию.

В отношении взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование необходимо учитывать следующее. Если в каком-либо отчетном периоде была излишне начислена зарплата, то корректировать облагаемую базу по взносам за этот период не нужно. Это объясняется тем, что база для начисления взносов формируется на дату начисления выплат (ч. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому оснований для корректировки базы за тот отчетный период, в котором зарплата была излишне начислена, нет. Следовательно, предоставлять уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за прошлые периоды не требуется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1376-19.

Пример пересчета налоговых обязательств при удержании с сотрудника излишне выплаченной зарплаты. Излишняя выплата зарплаты произошла в связи со счетной ошибкой бухгалтера в прошлом отчетном (налоговом) периоде

В середине августа бухгалтер казенного учреждения «Альфа» обнаружил, что при расчете зарплаты за май была допущена счетная ошибка, из-за которой экономисту А.С. Кондратьеву была начислена излишняя сумма в размере 10 100 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование учреждение платит по общим тарифам. Сумма облагаемых взносами выплат в пользу Кондратьева не превысила с начала года 624 000 руб.

В августе бухгалтер «Альфы» пересчитал налоги с суммы излишне выплаченной зарплаты. За май были излишне начислены:

  • пенсионные взносы – 2222 руб. (10 100 руб. × 22%);
  • взносы в ФСС России – 293 руб. (10 100 руб. × 2,9%);
  • взносы в ФФОМС России – 515 руб. (10 100 руб. × 5,1%);
  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 20 руб. (10 100 руб. × 0,2%).

Также был излишне удержан НДФЛ в сумме 1313 руб. (10 100 руб. × 13%).

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×