Возмещение затрат автономному учреждению на оплату тепла

2111

Вопрос

На балансе автономного учреждения находится двухэтажное здание  площадью 274,8 квадратных метров. Второй этаж передан  в пользование по договору безвозмездной аренды казенному учреждению Центру материальной помощи. Поставка тепловой энергии осуществляется в учреждение по фактическим объемам по показаниям прибора учета тепла через присоединенную сеть, расположенную на первом этаже здания. Скажите, пожалуйста, как юридически правильно заключить договора с поставщиком тепла, с  учреждением, которое занимает 2 этаж? Тепловые сети отказываются заключать два отдельных договора. В каком порядке должно происходить возмещение затрат автономному учреждению на оплату тепла для нужд казенного учреждения, занимающего второй этаж? Как это отразится на лимитах (оба учреждения ограничены сметами расходов)? Формы счетов-фактур, актов и счетов на оплату если мы должны их выставлять? Какие бухгалтерские записи нужно пошагово сделать, в том числе и на возмещение? Облагается ли это налогами? Оплата тепла производится в автономном учреждении за счет субсидий на выполнение государственного задания. Возмещение затрат (если оно должно быть) на какую деятельность должно приходить и является ли это доходом для автономного учреждения? Есть ли возможность заключить два отдельных договора с поставщиками тепла? Помогите, пожалуйста, разобраться.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом  арендатор вправе напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг, на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя. Следовательно, арендатор не вправе напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку тепловой энергии. Так же в соответствии с приведенным материалом  расходы по содержанию переданного в аренду имущества (зданий, помещений, отдельных площадей) должны быть выведены из состава расходов, учитываемых в составе расходов по основной деятельности автономного учреждения, и учитываться обособленно. А сумма субсидии на выполнение госзадания должна быть уменьшена на сумму данных расходов (коммунальных услуг используемых казенным учреждение Арендатором). Следовательно, оплачивать за счет средств субсидии на выполнение госзадания часть коммунальных услуг, приходящуюся на сданную в аренду площадь здания (второй этаж) автономное учреждение не вправе. При компенсации арендатором (казенным учреждением) коммунальных расходов по отдельному договору автономное учреждение должно выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 402-ФЗ. В учете в соответствии с приведенным материалом,  сумму возмещения коммунальных услуг отразите в составе доходов от оказания платных услуг, то есть по подстатье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» по КОФ 2 «Доходы от приносящей доход деятельности». . В учете сумму возмещения коммунальных услуг отразите следующими проводками: Дебет 2.205.31.560 Кредит 2.401.10.130  - отражена сумма компенсации коммунальных услуг; Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.31.660 – поступила на лицевой счет  учреждения сумма возмещения коммунальных услуг. Сумму компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных доходов. А в соответствии с разъяснениями ФНС России в письме № ШС-22-3/86@, НДС на сумму возмещения коммуналки  не начисляйте.

 

1. Рекомендация: Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду.* Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.*

Подробный перечень услуг коммунального хозяйства как вида деятельности приведен в классификаторе ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг.* Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Способы расчетов

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:*

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).*

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

12.51757 (6,8,9)

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.*

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.

 

2. Статья: Сдача в аренду площадей и возмещение «коммуналки»

С 1 июля 2014 года средний рост тарифов на водоснабжение, канализацию и тепло в России составит 4,2 процента*. Если образовательное учреждение сдает помещения арендаторам, следует рационально взимать с них оплату коммунальных услуг...

* Информация ФСТ России от 15 октября 2013 года. Актуальные разъяснения чиновников и нормативные акты – в нашей еженедельной новостной рассылке.

Финансовое обеспечение имущества

На практике могут вызвать затруднение вопросы содержания сдаваемого в аренду недвижимого имущества. Поэтому поговорим об этом подробнее.

Автономные учреждения

В практической деятельности автономных учреждений следует руководствоваться общими правилами, установленными Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174ФЗ «Об автономных учреждениях».

Отметим, что пунктом 3 статьи 4 Закона № 174ФЗ установлено, что финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, его содержание не финансируется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, производится за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, на уровне федерального закона установлена прямая норма, в соответствии с которой расходы по содержанию переданного в аренду имущества (зданий, помещений, отдельных площадей) должны быть выведены из состава расходов, учитываемых в составе расходов по основной деятельности автономного учреждения, и учитываться обособленно.

Из разъяснений, приведенных в разделе 6 Комментариев, следует, что при принятии в течение года решения о предоставлении в аренду имущества автономного учреждения (используемого им на праве оперативного управления) учредителем должны вноситься изменения в госзадание с целью уменьшения объема субсидии в части затрат на содержание имущества. › |

› | Имущество, являющееся госсобственностью, которое относится к объектам инфраструктуры для детей и предназначено для их образования, воспитания, развития, отдыха, оздоровления, может использоваться только в данных целях ( п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Перед сдачей его в аренду проводится экспертиза.*

Бухучет операций

При сдаче в аренду основных средств и бюджетными, и автономными учреждениями возникает ряд вопросов, связанных с правильной организацией бухгалтерского учета отдельных операций.

Относим суммы на статьи КОСГУ

Если договором аренды предусмотрено отдельное возмещение потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения должны отражаться обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг (то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ).* В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы по содержанию имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.

Так как в статье 9.2 Закона № 7ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, то в общем случае формально основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. Так как данные расходы должны учитываться в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Суммы возмещения арендодателю (учреждению) расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы.

В этом случае, по мнению автора, нет оснований для отнесения коммунальных расходов (в части услуг, потребленных на обслуживание переданных в аренду площадей). То есть расходы на коммунальные услуги в данном случае учитываются по КФО «2». Доходы, полученные в виде возмещения потребленных арендатором коммунальных услуг, в данном случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120.

Отражение на счетах

В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций по аренде помещений оформляются следующие записи:*

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении

4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»

4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором

4 401 20 221
«Расходы на услуги связи»

4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»

Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг

4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Отражена сумма арендной платы

2 205 21 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

2 401 10 120
«Доходы от собственности»

Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы

2 205 31 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Важно запомнить

Суммы возмещения учреждению расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы или учитываться отдельно.

Журнал «Учет в сфере образования» №2, февраль 2014

3. Статья: Перевыставление коммунальных услуг

Чем руководствоваться

Отметим, что для аренды недвижимости аналогичная проблема с коммунальными платежами была решена – порядок налогообложения приведен в письме ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@ (он согласован с Минфином России).*

Порядок налогообложения

Опираясь на арбитражную практику, учитывающую, что при аренде недвижимости ее эксплуатация без предоставления коммунальных услуг невозможна, контролирующие органы предложили возможные варианты применения налога на добавленную стоимость, при которых у арендатора затраты на коммунальные услуги признаются в расходах, а налог на добавленную стоимость принимается к вычету:

  • включение коммунальных расходов в состав арендной платы в виде переменной части;
  • заключение агентского договора.

Эти варианты зависят от условий договоров либо от видов договоров, заключенных между арендодателем и арендатором.

В письме ФНС России № ШС-22-3/86@ есть еще один вариант – взимание арендодателем с арендатора коммунальных платежей без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя на содержание предоставленных в аренду помещений. В этом случае арендодатель счет-фактуру арендатору не выставляет и указанные платежи (компенсационные выплаты) при определении налоговой базы по НДС не учитывает* ( п. 2указанного письма).

В то же время обращаем внимание на разъяснения, данные в письме Минфина России от 17 апреля 2013 г. №03-11-06/2/13097 для упрощенной системы налогообложения. Финансисты указали на то, что суммы возмещений арендаторами арендодателю коммунальных расходов признаются арендодателем в доходах.*

Т.Л. Живаева, заместитель директора – руководитель консалтинговой практики ООО АФК «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в строительстве» №6, июнь 2013

4. Ситуация: Как арендодателю отразить при расчете налога на прибыль операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг на основании отдельного счета

Сумму компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных доходов. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 27 августа 2012 г. № 03-03-06/4/88, от 24 марта 2009 г. № 03-03-05/47. Финансовое ведомство указывает, что арендодатель при получении от арендатора коммунальных платежей учитывает их в составе внереализационных доходов в соответствии с пунктом 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ.* При этом стоимость услуг, потребленных арендатором, можно учесть в составе внереализационных расходов как расходы, связанные с получением доходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Из рекомендации «Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения»

 

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×