Возможность осуществления предпринимательской деятельности

632

Вопрос

В нашей ДШИ есть детский музыкальный театр. Можем ли мы проводить платные спектакли (Показательные выступления) и как это правильно оформить. С чего начать такую деятельность, чтобы в дальнейшем не получить большую головную боль?      В уставе учреждения в разделе иная приносящая доход деятельность есть пункт "Организация фестивалей, конкурсов, концертов и иных форм публичного показа результатов творческой деятельности" Из этого пункта как я понимаю мы можем заниматься такой деятельностью. Кассы у нас в учреждении нет, только безналичные расчеты. И наверное должно быть разработано положение о такой деятельности.     А также меня волнует налогообложение. Налог на прибыль у нас нулевая ставка. НДС мы не платим как образовательное учреждение. А эта деятельность полностью по-моему попадает под общий режим? Можете сделать мне подборку по данному вопросу .

Ответ

В соответствии с приведенным материалом, бюджетное учреждение имеет право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она: прямо указана в учредительных документах; служит достижению целей, ради которых учреждение создано. Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетное учреждение вправе заниматься в соответствии с целями их создания. В данной ситуации в уставе  учреждения прописан вид деятельности «Организация фестивалей, конкурсов, концертов и иных форм публичного показа результатов творческой деятельности». Следовательно, учреждение вправо проводить платные спектакли, так как данный вид деятельности предусмотрен уставом учреждения. До начала проведения платных спектаклей учреждение должно включить показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД. Порядок проведения платных спектаклей пропишите во внутреннем акте учреждения (например, Положении о платных  услугах). В соответствии  с пунктом 1 статьи 284.1 НК РФ, учреждение, которые осуществляет платную образовательную деятельность по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ № 917, могут применять ставку налога на прибыль 0 процентов при соблюдении следующих условий: учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством России; доходы учреждения за налоговый период от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не менее 90 процентов его доходов (либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль); в штате учреждения непрерывно (по состоянию на любую дату в течение всего налогового периода) числятся не менее 15 сотрудников. При их соблюдении в течение всего налогового периода применять ставку 0 процентов можно ко всей налоговой базе (кроме доходов от отдельных видов долговых обязательств и в виде дивидендов) (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Следовательно, если с учетом доходов от проведения  платных спектаклей указанные обязательные условия будут так же соблюдены, то учреждение будет вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль ко всей налоговой базе (в том числе к доходам от проведения  платных спектаклей). В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ оказание услуг (показ спектаклей) организациями, ведущими деятельность в сфере культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными залами, клубами, зоопарками, музеями, парками культуры и отдыха и т. п.) льготируются (освобождаются от налогообложения)  НДС. Следовательно, при проведении платных спектаклей учреждение не должно начислять и платить в бюджет НДС.

 

1. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.*

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания* (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:*

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.*

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации* (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно* (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Занижение стоимости будет свидетельствовать:

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.*

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.*

Порядок использования выручки

Не менее важным направлением проверки приносящей доход деятельности учреждений является контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.*

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано* (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:

 

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

Образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги гражданам (в т. ч. иностранцам) и организациям. Такие услуги нужно оказывать на тех же условиях, что и бесплатные образовательные услуги, которые предоставляются в соответствии с соглашением на представление субсидии. Об этом сказано в частях 1, 3 статьи 101, части 3 статьи 78 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Льгота по налогу на прибыль

Учреждения, которые осуществляют платную образовательную деятельность по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917, могут применять ставку налога на прибыль 0 процентов (п. 1 ст. 284.1 НК РФ).

Ставка 0 процентов применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством России;
  • доходы учреждения за налоговый период от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не менее 90 процентов его доходов, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом субсидии, предоставленные государственным (муниципальным) учреждениям, при определении предельного размера, дающего право на применение нулевой ставки, не учитываются (письмо Минфина России от 29 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/40);
  • в штате учреждения непрерывно (по состоянию на любую дату в течение всего налогового периода) числятся не менее 15 сотрудников.

Это следует из положений пункта 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ.

При их соблюдении в течение всего налогового периода применять ставку 0 процентов можно ко всей налоговой базе (кроме доходов от отдельных видов долговых обязательств и в виде дивидендов) (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

Если хотя бы одно из необходимых условий не соблюдается, налог на прибыль пересчитывается по ставке 20 процентов.* Пересчет происходит с начала налогового периода, в котором было нарушение. На сумму восстановленного налога нужно начислить пени. Их начисляйте со дня, следующего за сроком внесения авансового платежа за соответствующие отчетные периоды. Об этом сказано в пункте 4 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ.

 

3. Рекомендация: Какие операции освобождены от НДС

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет учреждение.

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:*

  • которые не являются объектом обложения НДС;
  • которые льготируются (освобождены от налогообложения).*

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относится оказание (выполнение) или реализация:*

  • услуг организациями, ведущими деятельность в сфере культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными залами, клубами, зоопарками, музеями, парками культуры и отдыха и т. п.). Эти услуги перечислены в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. В частности, прокат аудио- и видеоносителей из собственных фондов, изготовление копий с печатной продукции, экспонатов и документов таких организаций, звукозапись театрально-зрелищных мероприятий, сдача в аренду концертных и сценических площадок другим организациям, также ведущим деятельность в сфере культуры и искусства, предоставление музейных предметов и коллекций, показ зрелищных программ (спектаклей, концертов) в рамках гастрольной деятельности и т. д. (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-07-08/11698 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 22 мая 2014 г. № ГД-4-3/9950));*

 

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль