С 01.01.2019 года продолжится начатый Минфином процесс стандартизации бухучета в государственном секторе экономики. Мы рассказываем о пяти новых федеральных стандартах, которые внесут серьезные изменения в работу бухгалтерских служб.
Новые Федеральные стандарты коснутся учетной политики, признания доходов, отражения событий после отчетной даты и операций с иностранной валютой. Вы узнаете о новых методах формирования отчетности, начиная с 1 квартала 2019 года.
Федеральные стандарты, которые вступают в силу в 2019 году
Программа подготовки федеральных стандартов для госучреждений впервые была разработана Министерством финансов в апреле 2015 года. С тех пор сроки подготовки и принятия регламентирующих документов неоднократно корректировались. На сегодняшний день актуален приказ Минфина 36н от 28.02.2018 года. Всего бухучет в госсекторе будут регулировать 28 стандартов, из которых:
- 5 уже действуют с 01.01.2018 года;
- 5 вступают в силу с 01.01.2019 года;
- 10 будут введены в 2020 году;
- 8 планируется применять с 2021 года.
Все стандарты, которыми нужно будет руководствоваться в работе бухгалтерским службам организаций государственного сектора экономики с 01.01.2019 года, уже утверждены приказами Минфина и опубликованы:
- «Доходы» – 32н от 27.02.2018 года
- «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» – 274н от 30.12.2017 года
- «События после отчетной даты» – 275н от 30.12.2017 года
- «Отчет о движении денежных средств» – 278н от 30.12.2017 года
- «Влияние изменений курсов иностранных валют» – 122н от 30.05.2018 года
Для чего вводятся федеральные стандарты
В законе 402-ФЗ федеральные стандарты стоят на первом месте в списке регулирующих бухучет документов. Потребность в систематизированных единых требованиях к организации учета в госсекторе ощущается и бухгалтерами, и контролирующими органами различного уровня. Существующие инструкции по применению планов счетов, составлению отчетности и другие не дают исчерпывающие разъяснения по многим вопросам.
В соответствии с 402-ФЗ федеральные стандарты должны содержать:
- Определение и основные характеристики объектов бухучета, критерии, позволяющие объединять их в классификационные группы, условия их признания в учете, перемещения и списания.
- Способы оценки объектов учета в денежном выражении, порядок пересчета стоимости, выраженной в иностранной валюте, в рубли.
- Правила формирования, обязательные положения и разделы учетной политики, а также условия и способы ее изменения.
- План счетов и порядок его применения.
- Содержание и структуру отчетности.
- Упрощенные способы ведения бухучета.
Вступающие в действие с 01.01.2019 года стандарты обеспечивают единые требования к ведению отдельных участков учета для государственных, бюджетных и автономных учреждений.
Учетная политика, оценочные значения и ошибки
Этот федеральный стандарт регулирует:
- Разработку, утверждение и корректировку учетной политики организаций госсектора.
- Отражение в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики и оценочных значений, а также исправления ошибок.
В документе подробно описываются разделы, которые должны присутствовать в учетной политике каждой организации, допустимые причины и правила внесения поправок. Значительное нововведение – перспективное и ретроспективное применение изменений в учетной политике. Составить учетную политику с учетом всех нововведений в законодательной базе вы можете в помощью специального сервиса.
Федеральный стандарт устанавливает, что следует считать оценочным значением показателей, какими методами и в каких ситуациях оно определяется, что может стать причиной корректировки. Утверждается единый для всех перспективный метод признания результатов изменения оценочного значения.
В стандарте приведен обязательный к применению алгоритм исправления ошибок в бухучете и отчетности в зависимости от срока выявления по отношению к датам подписания, предоставления, проверки и утверждения уполномоченным органом бухгалтерской отчетности. Вводится принципиально новый порядок ретроспективного пересчета отчетных показателей за все годы, прошедшие с момента совершения выявленной ошибки.
Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>
Доходы
Федеральный стандарт регламентирует все аспекты бухучета доходов организаций государственного сектора экономики. Важное нововведение – распределение доходов на две учетные группы: полученные в результате обменных или необменных операций. В каждой из них выделены подгруппы, характеризующиеся определенными критериями признания в бухучете:
- субъект учета;
- объект учета;
- момент признания;
- основание для оценки.
Аналитический учет и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности производится в разрезе групп и подгрупп доходов.
В стандарте установлены правила оценки предполагаемой экономической выгоды в денежном эквиваленте, условия применения установленных законодательством скидок и льгот, а также ставки дисконтирования. Вводится понятие условия передачи актива. Это установленное передающей стороной целевое назначение использования ОС, НМА, ТМЦ и прочего. Несоблюдение условий является основанием для возвращения активов. Стандарт определяет обязанность организации по формированию резерва сомнительной задолженности и порядок списания безнадежных долгов.
В документе перечислены виды доходов, к которым требования стандарта не применяются. Для их оценки и признания в бухучете следует использовать положения других федеральных стандартов.
Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>
Отчет о движении денежных средств
Документ содержит методические указания по формированию квартальной отчетности о движении денежных средств (скачать ф.0503723). В отчете все денежные потоки делятся по трем типам операций. Федеральный стандарт дает указания, какие операции относятся к каждому из них:
- Текущие – связанные с осуществлением организацией своих основных функций в соответствии с учредительными документами.
- Финансовые – связанные с заемными средствами.
- Инвестиционные – связанные с покупкой и продажей ОС, НМА, НПА, предоставлением займов, приобретением и реализацией финансовых инструментов.
Поступления и выбытия денежных средств, экономические характеристики которых не позволяют однозначно их классифицировать, следует признавать денежными потоками от текущих операций. К финансовым относятся только операции по погашению основного долга, уплата процентов – это текущие расходы. Следует учитывать эти суммы отдельно и в том случае, когда выплата производится одним поручением.
Поступления и выбытия, не изменяющие сумму денежных средств, не считаются денежными потоками. К таковым относятся: снятие наличных в кассу, расчеты с филиалами, валютно-обменные операции (за исключением курсовой разницы).
Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>
События после отчетной даты
Этот стандарт посвящен фактам хозяйственной жизни, возникшим в период между отчетной датой и моментом подписания бухотчетности и оказавшим существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Все события после отчетной даты разделены на две группы:
- Подтверждающие условия хозяйственной деятельности. Возникают до отчетной даты, в бухучете не показаны, потому что свидетельства о них поступили по окончании отчетного периода. К таковым относятся: появление документов о банкротстве дебитора, уточнение страховой компанией суммы возмещения и прочие.
- Указывающие на условия хозяйственной деятельности, возникшие после отчетной даты. Это может быть существенное поступление либо выбытие активов, изменение кадастровой стоимости, вынесение решения о реорганизации и другое.
В первом случае дополнительная запись, отражающая событие, вносится последним днем отчетного периода, соответствующие отчетные формы переформируются с учетом изменений. Во втором – все записи производятся уже в новом периоде, в пояснительной записке дается описание события и его денежная оценка.
Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>
Полезные материалы и сервисы для бухгалтеров:
Справочник по федстандартам госучреждений
Изменения для бухгалтера в 2020 году
Влияния изменений курсов иностранных валют
Федеральный стандарт определяет:
- Единые для учреждений госсектора правила перевода стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли.
- Доступные методы пересчета всех показателей деятельности загранучреждений.
- Отражение сведений о курсовых разницах в бухгалтерской отчетности.
Стандарт вводит понятие валютных монетарных активов и обязательств. Основные признаки:
- Стоимость выражена в иностранной валюте.
- Получение активов и погашение обязательств производится денежными средствами или их эквивалентами.
Пересчет таких активов и обязательств в рублевый эквивалент выполняется в момент признания в бухучете, при совершении любых операций с ними и на каждую очередную отчетную дату.
Стоимость немонетарных активов пересчитывается только в момент признания в учете или на дату установления справедливой стоимости.
Загранучреждения в учетной политике могут определить один из двух методов ведения бухучета:
- Отражение всех операций одновременно в валюте и рублевом эквиваленте.
- Ведение учета в иностранной валюте с последующим пересчетом отчетных показателей в рублевый эквивалент. Порядок пересчета определен стандартом.
В отчетности раскрывается сумма курсовых разниц, возникающая при пересчетах, в составе финансового результата деятельности учреждения.
Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»