В отношении закупок иностранных товаров для государственных и муниципальных нужд введены ограничения и запреты. Разберемся, что можно, а что нельзя приобретать бюджетным учреждениям.
Юлия Шавылина, заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра
Ограничение закупок
Россия сократила допуск к иностранным товарам в целях закупок. Для отдельных видов иностранных товаров машиностроения запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд введен с 16 июля 2014 года. Кроме того, запрет на закупки товаров для федеральных нужд действует с 1 сентября 2014 года в отношении иностранных товаров легкой промышленности. Также определены дополнительные требования к закупкам, которым обязаны соответствовать участники закупок и их заявки. Что можно, а что нельзя приобретать учреждениям, подскажет этот материал.
Допуск к иностранным товарам
Порядок закупки иностранных товаров определяется приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 15 октября 2014 г. № 655). По общему правилу для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается закупка как российских, так и иностранных товаров. Однако приняты три постановления Правительства РФ, вводящие запреты на закупку некоторых товаров:
- от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»;
- от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
Действие первых двух нормативных актов распространяется на широкий круг заказчиков. Поэтому рассмотрим их основные положения подробнее.
Запрет на закупки товаров легкой промышленности
Постановлением № 791 утвержден перечень иностранных товаров легкой промышленности, которые запрещено закупать для федеральных нужд. В рассматриваемый перечень вошли ткани, канаты, веревки, шпагат, сети, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, изделия меховые, кожа, обувь, чемоданы, сумки дамские, прочие товары и услуги по их производству. Фактически это означает не только запрет на закупки определенных товаров для государственных нужд (например, поставки канатов, веревок, шпагата), но и невозможность закупки работ (услуг) по изготовлению (производству) товаров легкой промышленности, указанных в перечне.
Скажем, в список товаров, закупка которых запрещена, вошел код 18.22 – одежда верхняя. Однако согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), к коду 18.22 относятся не только, например, куртки теплые (включая лыжные) мужские и для мальчиков трикотажные (код 18.22.11.120), но и услуги по пошиву мужской верхней одежды, выполняемые по индивидуальным заказам (код 18.22.99.111). Поэтому независимо от того, как будет назван предмет контракта – поставка верхней одежды или оказание услуг по пошиву верхней одежды, – на то и другое распространяется запрет, предусмотренный постановлением № 791.
Когда запрет на закупки товаров не действует
Следует отметить, что запрет на закупки товаров нужно учитывать только заказчикам федерального уровня и только в отношении закупки товаров легкой промышленности, перечисленных в приложении к постановлению № 791. На заказчиков регионального и муниципального уровня, а также на товары, не указанные в постановлении № 791, запрет на закупки не распространяется. Запрет на закупки товаров для федеральных нужд не будет применяться, если:
- товар необходим для обеспечения государственного оборонного заказа;
- товары легкой промышленности происходят из Республики Беларусь или Республики Казахстан;
- на территориях России, Республики Беларусь и Республики Казахстан такие товары не производятся.
Отсутствие производства на территории России, Беларуси, Казахстана товаров, материалов и полуфабрикатов подтверждается специальным заключением. Порядок выдачи такого заключения определяет Минпромторг России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан. При наличии соответствующего производства в России, Республике Беларусь или Республике Казахстан участники госзакупок для федеральных нужд обязаны использовать при изготовлении необходимых товаров материалы или полуфабрикаты, произведенные именно в этих государствах.
Если заказчик проводит конкурс, то соответствующие заключения входят в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ; далее – Закон № 44-ФЗ). Если же проводится электронный аукцион, то соответствующие заключения содержатся в составе второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Дополнительные требования к закупкам
Но это еще не все. Вошедшие в перечень товары легкой промышленности, за исключением детской одежды, попали в Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Следовательно:
- конкурс на закупку таких товаров проводить нельзя (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ);
- если федеральные заказчики совершают закупку таких товаров путем проведения аукциона, в силу части 2 и части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики предъявляют дополнительное требование к участникам закупок.
Дополнительное требование – использование при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых считается Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2012 г. № 269, ранее определявшее дополнительные требования к участникам госзакупок для нужд федеральных органов исполнительной власти, с 1 сентября 2014 года признано утратившим силу.
Для подтверждения своего соответствия требованию, предусмотренному частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участник закупки включает во вторую часть заявки соответствующий документ или его копию (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). О каком именно документе здесь идет речь? Этот вопрос остается открытым, постановление № 791 не дает на него ответа. По нашему мнению, участник закупки может представить:
- декларацию, в которой подтвердит намерение использовать товары, материалы или полуфабрикаты российского, белорусского или казахстанского происхождения;
- соответствующие заключения Минпромторга России и уполномоченных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан (в том случае, если участник намерен использовать товары, материалы, полуфабрикаты, произведенные в иных странах, ввиду отсутствия их производства на территории Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан).
Запрет на закупки товаров машиностроения
Запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, действует с 16 июля 2014 года (постановление № 656). Перечень таких товаров содержится в приложении к названному постановлению. Условно их можно разделить на три группы.
Закупка товаров из первой группы (например, автомобильных кранов, автоцистерн, прицепов к грузовым автомобилям) запрещена, если страна их происхождения не входит в Таможенный союз.
Запрет на закупку товаров из второй группы (в частности, легковых автомобилей) действует при следующих условиях:
- на территории Таможенного союза в отношении этих товаров не выполнено достаточное количество производственных операций, указанных в примечании к перечню из постановления № 656;
- товары произведены хозяйствующими субъектами, не входящими в список, который утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169;
- они не относятся к продукции Таможенного союза, созданной с использованием иностранных товаров в режиме, предусмотренном соответствующим соглашением Таможенного союза.
Товары из третьей группы (например, автобусы, грузовые автомобили) не закупаются, если на территории Таможенного союза в их отношении не совершено достаточное количество производственных операций, перечисленных в примечании к перечню из постановления № 656.
Далее рассмотрим порядок закупок товаров всех трех групп более подробно.
Закупка товаров первой группы
Итак, товары, указанные в пунктах 1–14, 28 и 43–66 перечня из постановления № 656 (например, краны-трубоукладчики на тракторах, бульдозеры, троллейбусы), можно закупить только в том случае, если страна их происхождения – Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан. К товарам первой группы также относятся пассажирские трамвайные вагоны, но ограничение на их закупку будет действовать только с 1 января 2015 года.
При закупке товаров этой группы в извещении и документации указывается, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления № 656 введен запрет на допуск товара, происходящего не из России, Беларуси или Казахстана. Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке участника закупки. Участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого считается РФ, Республика Беларусь или Республика Казахстан. Для подтверждения страны происхождения товара в заявку участника закупки (за исключением котировочной заявки) входит сертификат о происхождении товара.
Если заказчик проводит запрос котировок, то в составе котировочной заявки требовать сертификат о происхождении товара нельзя (ч. 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Однако его можно потребовать при исполнении контракта, указав, что поставщик вместе с продукцией в составе сопроводительной документации на товар представляет в том числе сертификат о происхождении товара.
Если проводится конкурс, то соответствующий сертификат о происхождении товара входит в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). В случае электронного аукциона такой сертификат включается в состав второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Закупка товаров второй группы
Это товары, указанные в пунктах 15–23 перечня постановления № 656, в том числе автомобили легковые новые, средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, а также средства автотранспортные с прочими двигателями (газовые, многотопливные и т. д.) для перевозки людей, соответствующие определенным техническим характеристикам. Закупка таких товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд разрешена, если они отвечают требованиям, предусмотренным примечанием к перечню из постановления № 656. Закупать такую продукцию можно, если ее производители входят в перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169. Также закупка товаров разрешена, если они произведены в режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения от 18 июня 2010 года по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. То есть запрет на допуск рассматриваемых товаров действует, если товар не соответствует ни одному из вышеперечисленных условий.
В извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке:
- участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий одному из вышеперечисленных условий;
- для подтверждения соответствия товара указанным условиям (подп. «б» п. 1 постановления № 656) в заявку участника закупки включается акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ (за исключением котировочной заявки).
Закупка товаров третьей группы
К этой группе относятся товары, указанные в пунктах 24–27 и 29–42 перечня из постановления № 656. Это, в частности, автомобили с определенными характеристиками – например, новые средства автотранспортные с прочими двигателями, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, или новые средства транспортные грузовые с дизельным или полудизельным двигателем полной массой не более 5 т прочие. В извещении и документации о закупке таких товаров устанавливаются особые требования:
- участник закупки может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием к перечню из постановления № 656;
- для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки включает акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (за исключением котировочной заявки).
Если заказчик проводит электронный аукцион, то акт экспертизы входит в состав второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Конкурс на закупку товаров из второй и третьей групп проводить нельзя, так как они включены в Аукционный перечень, утвержденный распоряжением № 2019-р (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).
Список товаров машиностроения, закупки которых запрещены, скорректирован постановлением Правительства РФ от 31 января 2015 г. № 84. В частности, разрешены закупки некоторых товаров, произведенных в Республике Армения.