Казенным учреждениям выделяют средства в соответствии с рассчитанными плановыми показателями бюджетной сметы. В статье читайте о порядке подготовки, формирования и утверждения этого внутреннего нормативного документа на 2024 год.
Совместно с Минфином в Системе Госфинансы подготовлена рекомендация для формирования бюджетной сметы. В ней - образец и примерами расчетов обоснований расходов учреждения. Правила заполнения с КБК показаны наглядно в фрагментах формы. Вам будет проще подготовить свою смету на наших примерах.
Последние изменения в бюджетной смете казенного учреждения на 2024 год
Приказом от 01.06.2023 года № 83н внесены поправки в Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений (утвержден приказом Минфина от 20.06.2018 года № 141н). Уточнено, что ГРБС не принимает смету подведомственного учреждения, а рассматривает и согласовывает представленный документ.
В новой редакции приказа № 141н прописана процедура внесения в смету поправок, в результате которых меняется бюджетная роспись ГРБС. В этом случае учреждение должно обратиться к своему главному распорядителю бюджетных средств с предложением о корректировке сметы. ГРБС может поменять роспись самостоятельно (за счет имеющихся резервов или перемещения ЛБО между подведомственными организациями). Если это невозможно, готовится обращение в Минфин. Только после изменения сводной росписи учреждение получает разрешение на внесение поправок в бюджетную смету.
В 2024 году при составлении бюджетных смет нужно использовать обновленную редакцию приказа от 17.06.2021 года № 87н, содержащего формы расчетов-обоснований для казенных федеральных учреждений. Приказом от 13.06.2023 года № 91н добавлены 4 новые формы и внесены поправки в 24 унифицированных бланка. Например, в расчете расходов на иные выплаты персоналу (приложение № 20) детализирован перечень таких выплат, в который включены возмещение расходов на проезд общественным транспортом, выходное пособие при увольнении, возмещение расходов на переезд к месту работы в другую местность и пр.
В приказ № 87н добавлены формы расчетов-обоснований расходов на:
- закупку НИОКР гражданского назначения для федеральных нужд;
- предоставление субсидий юрлицам, ИП и физлицам, являющимся производителями ТРУ, на выполнение НИОКР гражданского назначения;
- предоставление субсидий юрлицам, ИП и физлицам, являющимся производителями ТРУ, на возмещение выпадающих доходов по кредитам, части затрат на выплату процентов по кредитам и пр.;
- предоставление субсидий госкорпорациям и публично-правовым компаниям на осуществление капвложений в создание и развитие ГИС.
Образец заполнения бюджетной сметы казенного учреждения на 2024 год
Скачайте образцы документов, без которых не обойтись в работе бухгалтера |
||||||
Образец заявки-обоснования закупки через подотчетное лицо (ф. 0510521) |
||||||
Образец карточки учета права пользования нефинансовым активом (ф. 0509214) |
Где формировать бюджетную смету на 2024 год
Общие требования к составлению бюджетных смет для учреждений, получающих финансирование из бюджетов всех уровней, содержатся в приказе Минфина от 14.02.2018 года № 26н. В этом правовом акте, как и в приказе № 141н, содержится положение о том, что казенные учреждения федерального уровня обязаны формировать свои сметы в ГИИС «Электронный бюджет». Учреждения, созданные органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, по решению главных распорядителей могут использовать для составления смет ИС профильных министерств и ведомств или информационные системы региональных и муниципальных финорганов, занимающихся исполнением бюджетов.
Бюджетные сметы, содержащие сведения, относящиеся к категории гостайны, формируются на бумажных или съемных машинных носителях и хранятся в соответствии с установленными правилами безопасности.
Порядок заполнения бюджетной сметы на 2024 год
Для казенных учреждений федерального уровня в приказе № 141н утверждена обязательная форма бюджетной сметы (код по ОКУД 0501019). Для остальных ПБС порядок составления смет и форму документа утверждают главные распорядители. В приказе № 26н размещена рекомендованная форма, в которую ГРБС может внести поправки, например, добавив дополнительную аналитику.
Показатели сметы формируются в разрезе 20-значных КБК: раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов. Решение о детализации показателей по кодам КОСГУ, которые с 2016 года не учитываются при составлении и исполнении бюджетов, принимают главные распорядители. Сметные показатели по отдельным направлениям расходования должны соответствовать объемам выделенных ЛБО и бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств по соответствующим КБК.
Государственные казенные учреждения используют бланк ОКУД 0501012.
Шапка формы
В заголовочной части бюджетной сметы должна быть раскрыта информация о:
- периоде действия документа (указываются очередной год и годы планового периода);
- дате формирования;
- полном наименовании ПБС;
- полном наименовании распорядителя и главного распорядителя бюджетных средств;
- уровне бюджета.
В кодовой части проставляются коды по сводному реестру участников бюджетного процесса для ПБС, РБС и ГРБС, а также код ОКТМО.
Все сметные показатели формируются в российских рублях. Учреждениям, расположенным за пределами РФ, разрешается составлять и вести смету параллельно в российских рублях и в местной валюте.
Табличная часть
В первом разделе формы содержится таблица «Итоговые показатели бюджетной сметы». В таблице указываются объемы расходов казенного учреждения в разрезе КБК (раздел, подраздел, ЦС, КВР) на очередной год и на плановый период. По решению ГРБС расходы детализируются по статьям и подстатьям КОСГУ.
В таблице 2 раздела в разрезе кодов бюджетной классификации указываются ЛБО, необходимые для финансирования расходов на осуществление учреждением возложенных на него функций. Перечень расходов содержится в ст.70 БК РФ. Таблица 3 раздела предназначена для отражения ЛБО, выделяемых учреждению на предоставление:
- бюджетных инвестиций юридическим лицам;
- субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным НКО;
- прочих межбюджетных трансфертов юрлицам, ИП, физлицам, являющимся производителями товаров, работ, услуг, госкорпорациям, публично-правовым компаниям.
В 4 разделе в разрезе КБК отражаются суммы ЛБО, выделяемые учреждению на осуществление закупок товаров, работ, услуг в интересах третьих лиц. В таблицах 5 раздела прописываются иные сведения о расходах учреждения:
- подраздел 5.1 – планируемые расходы за счет ЛБО, полученных по дополнительному бюджетному финансированию (поступления от оказания платных услуг);
- подраздел 5.2 – суммы бюджетных ассигнований, выделяемых учреждению для выполнения публичных нормативных обязательств;
- подраздел 5.3 – расходы казенного учреждения, полномочия по осуществлению которых переданы другим лицам.
В таблице 6 раздела казенными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, указывается курс иностранной валюты, который учитывался при пересчете плановых показателей.
Актуальные коды бюджетной классификации смотрите в справочнике Системе Госфинансы:
Или воспользуйтесь сервисом:
Как обосновать показатели бюджетной сметы на 2024 год
Приказы 26н и 141н содержат требования об обязательном представлении ГРБС на рассмотрение и согласование одновременно с бюджетными сметами расчетов-обоснований. Формы расчетов для казенных учреждений федерального уровня содержатся в приказе № 87н, для остальных ПБС формы утверждаются главными распорядителями.
Расчеты показателей по всем направлениям расходования бюджетных смет необходимо выполнять:
- при подготовке проекта сметы;
- при уточнении сумм выделяемых ЛБО и бюджетных ассигнований при утверждении сметы;
- при изменении отдельных показателей;
- при корректировке данных, которые используются в расчетах, но не влияют на величину отдельных показателей.
В последней редакции приказа № 87н содержится 222 формы расчетов-обоснований. Для учреждений регионального и муниципального уровня ГРБС могут использовать эти бланки в качестве основы, внеся необходимые корректировки.
Расчетные показатели расходов казенных учреждений на приобретение товаров, работ и услуг, отраженные в смете, должны совпадать с суммами, включенными в составленные в соответствии с федеральным законом 44-ФЗ и Постановлением Правительства от 30.09.2019 года № 1279 планы-графики закупок.
Скачайте образцы обоснований бюджетной сметы на 2024 год с подсказками по заполнению форм:
Утверждение бюджетной сметы казенного учреждения
Подготовленный и утвержденный руководителем проект бюджетной сметы вместе с расчетами-обоснованиями должен быть направлен на рассмотрение и согласование главному распорядителю. График утверждения сметы для казенных учреждений прописан в приказе Минфина № 141н:
- передача сметы и расчетов ГРБС – в течение одного рабочего дня, следующего за днем подписания проекта руководителем учреждения;
- проверка показателей специалистами главного распорядителя – в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления документа;
- передача ПБС информации о выявленных в процессе осуществления контроля ошибках – в течение одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки;
- корректировка бюджетной сметы казенным учреждением – в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления информации о результатах проверки;
- направление окончательного варианта ГРБС – в течение одного рабочего дня, следующего за днем утверждения сметы руководителем учреждения.
При необходимости внесения поправок в согласованную смету из-за изменения в процессе принятия закона о бюджете объемов ЛБО или бюджетных ассигнований учреждению отводится пять рабочих дней на перерасчет соответствующих показателей.
Как внести изменения в бюджетную смету доходов и расходов
Ведение бюджетной сметы заключается в регулярной и своевременной корректировке ее показателей, связанной с изменением:
- объема доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- распределения доведенных ЛБО по кодам бюджетной классификации;
- распределения ЛБО между направлениями расходования*;
- объема доведенных бюджетных ассигнований для выполнения публично-нормативных обязательств;
- объема полномочий, возложенных на получателя бюджетных средств.
* – на выполнение функций, возложенных на учреждение, на предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов, на закупки ТРУ в интересах третьих лиц и пр.
Показатели сметы могут корректироваться в связи с поступлением в бюджет сумм доходов от оказания платных услуг (выполнения работ), отличных от сумм, содержащихся в предварительных прогнозах.
В приказе № 141н размещена форма 0501020, предназначенная для внесения изменений в бюджетную смету. В этой форме нужно указывать номер корректировки и заполнять только те позиции, в которых произошли изменения. При увеличении показателей проставляются суммы со знаком «плюс», при уменьшении – со знаком «минус». Снижать сумму сметных расходов по определенному КБК допускается только в пределах уже произведенных по этому коду кассовых выплат.
Образец изменения показателей бюджетной сметы на 2024 год
Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере бухучета и налогообложения, подписывайтесь на наши социальные сети: