Что учесть при разработке положения о закупках

48524
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
У бюджетных учреждений с 2014 года есть возможность проводить закупки не только по нормам Закона о контрактной системе, но и по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для того чтобы использовать второй вариант, учреждениям надо принять положение о закупках.

Закупки бюджетного учреждения в 2014 году

У бюджетных учреждений есть возможность с 2014 года проводить закупки не только по нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (Закона о контрактной системе), но и по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (Закона № 223-ФЗ). Для того чтобы проводить закупки бюджетного учреждения по второму варианту, надо принять положение о закупках.

Проблема перехода бюджетных учреждений на сложную в правовом регулировании систему закупок, предусмотренную Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – одна из самых обсуждаемых тем среди специалистов по закупкам. С одной стороны, при совершении закупок за счет бюджетных субсидий, а также иных средств, предусмотренных Законом о контрактной системе, бюджетные учреждения обязаны руководствоваться его положениями. С другой стороны, частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе установлены случаи проведения закупок бюджетным учреждением по правилам, отличным от установленных этим законом. Это относится к совершению закупок:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно гражданами и юридическими лицами, а также субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов РФ;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения соисполнителя по заключенному контракту;
  • за счет средств, полученных при ведении приносящей доход деятельности.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Для реализации таких возможностей бюджетному учреждению нужно принять положение о закупках, предусмотренное частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. При этом из переходных положений Закона о контрактной системе, содержащихся в части 25 статьи 112, следует, что для совершения закупок в таком порядке в 2014 году положение о закупках нужно принять и разместить на официальном сайте в определенные сроки. Положение о закупках по Закону № 44-ФЗ не обязательно, однако необходимо именно учреждениям, действующим в рамках Закона № 223-ФЗ.

Утверждение бюджетным учреждением положения о закупках по Закону № 223-ФЗ необходимо было обеспечить до 1 апреля 2014 года. При этом принятое бюджетным учреждением решение о проведении закупок по Закону о контрактной системе или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. Об этом сказано в части 3 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ определено, кто принимает положение о закупках для отдельных видов юридических лиц. Так, если заказчиком выступает ГУП или МУП, положение утверждает его руководитель. А если заказчик, например, – автономное учреждение, то положение принимает его наблюдательный совет. Положение о закупках по Закону № 223-ФЗ для бюджетных учреждений утверждает учредитель.

Опыт применения Закона № 223-ФЗ выявил ряд типовых случаев непонимания сути закона «отдельными видами юридических лиц». Для удобства восприятия попытаемся некоторым образом систематизировать такие случаи.

Закупки по Закону № 223-ФЗ: степень ответственности

Частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в установленном порядке действие (бездействие) заказчика в случаях:

  • неисполнения заказчиком требований информационного обеспечения (объема и сроков размещения информации на сайте);
  • предъявления к участникам избыточных требований (не предусмотренных документацией);
  • проведения закупки с нарушением требований закона о государственных и муниципальных закупках (если положение о закупках не принято и не опубликовано).

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров утвержден приказом ФАС России от 18 января 2013 г. № 17/13.

Отсутствие до настоящего времени в Кодексе РФ об административных правонарушениях конкретной ответственности за эти нарушения зачастую порождает неверное представление заказчика о собственной безнаказанности. Тем не менее, практика контроля и надзора в сфере корпоративных закупок достаточно известна и касается, в первую очередь, проверок со стороны органов прокуратуры.

Нормативное регулирование закупок не исчерпывается одним Законом № 223-ФЗ. Нельзя забывать о существовании Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Именно нарушение основополагающих принципов Закона № 135-ФЗ приводит должностных лиц заказчика к злоупотреблениям полномочиями при принятии решений, а за этим следуют вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений, отмена положения о закупках, судебные иски и расторжение ранее заключенных договоров.

Положение о закупках: требования и ошибки

Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Он включает в себя:

  1. требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
  2. порядок заключения и исполнения договоров;
  3. иные данные, связанные с обеспечением закупки.

Рассмотрим некоторые типичные ошибки заказчиков при составлении положения о закупках.

Отсутствие конкретных правил и (или) рекомендаций по выбору способа закупки

Очень часто копируется крайне неоднозначный опыт госзакупок (одноименность продукции, «поквартальность» мелких закупок, предельный процент мелких закупок и т.д.). Не учитывается один из базовых принципов научно обоснованной методологии закупочной деятельности: преимущественный способ закупки – конкурентные закупки (в идеальном случае – конкурсы и аукционы). В случае нецелесообразности конкурентных закупок проводится неконкурентная закупка у единственного поставщика при строгом контроле обоснованности такой закупки и ее конечной стоимости.

Необоснованно завышенный ценовой порог проведения неконкурентных процедур

Многие заказчики слишком поздно осознают, что правило проведения закупки на неконкурентной основе «до 10 млн руб.» при максимальных ценах заключаемых контрактов не более 2 млн руб. не найдет (причем справедливо) понимания у органов контроля и надзора.

Непонимание разницы между неконкурентной закупкой и непубличной закупкой

Правило выбора способа закупки принадлежит заказчику. Правило публичности закупки (размещения информации о такой закупке) регулируется частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В общем случае максимальный размер непубличной закупки не может превышать 100 тыс. руб. (кроме отдельных заказчиков).

Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., он вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Непродуманное копирование опыта закупочных систем иных заказчиков

Пользуясь открытым доступом к реестру положений о закупках, заказчики слепо заимствуют его у таких организаций как «Ростелеком», «Газпром», «Российские железные дороги», «Росатом» и т. п. Такие нормативные документы действительно разработаны высококвалифицированными специалистами, но задачи, для решений которых они созданы, для абсолютного большинства бюджетных учреждений не актуальны. У крупных госкомпаний сложные организационные схемы взаимодействия подразделений и служб, сложные процедуры закупок для сложных (соответственно) объектов закупок, описание сложных алгоритмов оценки заявок.

«Изобретение» самых невероятных закупочных технологий

Примеры можно найти через поиск по способу закупки в соответствующем разделе официального сайта. Вариантов сотни, но при анализе сути предлагаемых процедур выясняется, что фактически речь идет о конкурсах/аукционах, которые заказчик всячески пытается понимать как неторговые процедуры. Есть судебная практика, отличная от субъективного восприятия авторов таких новелл. «Предзапросный мониторинг цен» и «запрос ценовых оферт» могут быть оценены судом как те же конкурсы, но проведенные с грубейшими нарушениями как Закона № 223-ФЗ, так и общих норм гражданского законодательства.

Применение непрозрачных алгоритмов определения победителя

Пример: закупка товара с определенными потребительскими свойствами (или его эквивалента). Критерий оценки – «качество». Весовое значение – 60 баллов (так в документации). Полная неопределенность в части порядка оценки заявок. Допустим, участник предлагает к поставке оригинальный товар. Это 0 баллов или 60 баллов? Прямое нарушение принципа прозрачности закупок и принципа измеримости требований к объекту закупки.

Отсутствие порядка приемки результатов исполнения договора

Порядок приемки результатов необходим как документально, так и фактически, иначе нарушаются требования части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ (содержание положения).

Указанный список ошибок далеко не полон. Ряд больших проблем в этой публикации не раскрыт, так как они подразумевают отдельное подробное рассмотрение. Это, в частности, требования к участникам закупки, их квалификации и постквалификации, правила подтверждения соответствия участников требованиям закупочной документации, порядок описания объекта закупки, регламент оперативного обжалования результатов, правила информационного обеспечения. Следовательно, главная рекомендация по нормативному обеспечению закупок бюджетных учреждений в 2014 году – обязательная консультация специалистов. Будем надеяться, что площадкой для диалога по этой теме станут страницы этого сайта и журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Также смотрите:
– Видеозаписи и материалы вебинаров по закупкам
– Закупки по Закону № 223-ФЗ: административная ответственность
– Контрактная система закупок
– Госзакупки и закон о контрактной системе
– Закупки 2014: специальный сервис, включающий разъяснения по Закону о контрактной системе, Примерное положение о закупке и примеры применения Закона № 223-ФЗ

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Опрос

Сложно ли Вам проводить ежеквартальные сверки с контрагентами?

  • Да 39.58%
  • Нет 25%
  • Зависит от количества контрагентов 35.42%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×