-
×
Ой! Это только для зарегистрированных бухгалтеров!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым бланкам и образцам заполнения документов для бухгалтеров. За регистрацию Вы получите подарок — подборку лучших статей по КОСГУ и КВР.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
-

Открытый аукцион (электронный аукцион)

1 декабря 2015
16472
Средний балл: 0 из 5
аудитор, консультант по управлению закупками

Процедуру подготовки открытого аукциона, порядок проведения электронного аукциона, состав документации для электронного аукциона, а также требования к участникам и заявкам на участие в электронном аукционе освещает эксперт журнала «Учет в учреждении».

Открытый аукцион, электронный аукцион

Давно вошедшая в обиход формулировка «открытый аукцион» с 1 января 2014 года осталась только в гражданском законодательстве, хотя и не исчезла из писем министерств и ведомств. Остались и проблемы, связанные с проведением открытого аукциона (аукциона в электронной форме), в том числе самая болезненная из них – поиск сотрудников заказчика, виновного в отмене торгов. Нередко таким сотрудником оказывается бухгалтер. Процедуру подготовки и порядок проведения электронного аукциона, состав документации для электронного аукциона, а также требования к участникам и заявкам на участие в электронном аукционе освещает эксперт.

Закон № 44-ФЗ и Гражданский кодекс РФ

Понятие открытого аукциона в электронной форме содержалось в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года. Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) делит аукционы на электронный и закрытый. В части 1 статьи 448 Гражданского кодекса РФ указывается, что аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Таким образом, электронный аукцион вполне можно называть открытым, как, например, в письме Федерального казначейства от 23 июля 2014 г. № 42-5.2-17/19.

Электронный аукцион – один из конкурентных способов определения контрагента при закупке товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. Согласно статьям 24 и 59 Закона № 44-ФЗ характерные черты проведения открытого аукциона таковы:

  • торги проводятся на электронной площадке и обеспечиваются оператором указанной электронной площадки;
  • информация о закупке публикуется в единой информационной системе и доступна неограниченному кругу лиц;
  • победителем аукциона объявляется участник, который предложил минимальную цену на закупаемые товары (работы, услуги).

Условия проведения электронного аукциона

Согласно части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ электронный аукцион проводится при закупке товаров (работ, услуг), которые предусмотрены Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Указанный перечень включает в себя более 50 наименований видов экономической деятельности. На территории субъектов РФ действуют также дополнительные перечни, утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта РФ. В региональных перечнях также отражены те объекты закупки, для приобретения которых необходимо проведение электронного аукциона. В отдельных случаях не вошедшие в правительственный и региональный перечни товары (работы, услуги) также можно закупать способом электронного аукциона (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). 

Для принятия решения о размещении заказа путем проведения аукциона необходимо наличие трех признаков:

  • товары (работы, услуги) производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика;
  • для товаров (работ, услуг) есть функционирующий рынок;
  • сравнивать товары (работы, услуги) можно только по их ценам.

При отсутствии одного из признаков выбор аукциона неправомерен.

Порядок проведения электронного аукциона

Условно проведение электронного аукциона можно разделить на 6 этапов. Причем только после выполнения всех мероприятий и составления документов текущего этапа можно переходить к следующему.

Общая подготовка электронного аукциона

Все мероприятия этапа организуются до момента публикации извещения о проведении электронного аукциона. При этом заказчик издает приказы о:

  • закупке путем электронного аукциона – регламентирует организацию и планирование проведения процедуры закупки путем электронного аукциона);
  • создании аукционной комиссии, с участием или без участия бухгалтеров – отражает ее персональный состав, определяет порядок работы комиссии, а также утверждает положение об аукционной (единой) комиссии (ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

На этом этапе может быть заключен контракт со специализированной компанией для организации электронного аукциона. Воспользоваться указанным правом целесообразно, когда проведение закупки путем электронного аукциона собственными силами будет затруднено:

  • недостаточностью опыта и знаний;
  • отсутствием квалифицированного персонала.

Желательно сделать выбор в пользу конкретной специализированной организации уже за 2-3 месяца до даты размещения извещения о проведении закупки путем электронного аукциона.

Документация для электронного аукциона

До момента публикации извещения о проведении электронного аукциона организуются и мероприятия второго этапа, которые заключаются в подготовке и утверждении предусмотренного законодательством пакета документов для проведения электронного аукциона. В комплект документации входят:

  • общие положения;
  • информационная карта закупки;
  • форма заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению;
  • обоснование цены контракта;
  • техническое задание на товар (работу, услугу).

Завершает документальную подготовку разработка проекта контракта, заключаемого по результатам закупки.

Публикация информации об электронном аукционе

Извещения о проведении электронного аукциона необходимо разместить в информационной системе до установленного в аукционной документации срока окончания приема заявок от участников. Срок, разделяющий публикацию информации и окончание приема заявок, зависит от того, превышает цена контракта 3 млн руб. или нет (ст. 63 Закона № 44-ФЗ): 15 и 7 дней, соответственно.

До публикации Извещения о проведении электронного аукциона заказчик регистрируется в единой информационной системе, а также получает электронную подпись.

Определение участников электронного аукциона

Этот этап завершается протоколом рассмотрения и оценки первых частей поданных заявок об участии в электронном аукционе. Лицам, которые занимаются поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, ставших предметом торгов, при наличии специальных требований законодательства необходимы соответствующие лицензии. Например, если предмет контракта – выполнение работ по капитальному ремонту. Также на день рассмотрения заявки на участие в аукционе они не могут находиться в стадии:

  • ликвидации или банкротства;
  • приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задолженность по платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды у участника размещения заказа не может превышать 25 процентов балансовой стоимости его активов.

К подаваемой заявке на участие в электронном аукционе предъявляются следующие требования:

  • документы в составе заявки на участие в аукционе содержат достоверные сведения о самом участнике размещения заказа и о предлагаемой им продукции;
  • если заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, участник предоставляет обеспечение;
  • заявка соответствует требованиям документации об аукционе (как по формальным, так и по существенным условиям содержания заявленного предложения).

Заявки рассматриваются в течение 7 дней со дня окончания срока их приема.

Определение победителя электронного аукциона

Вторые части поданных заявок об участии в электронном аукционе рассматриваются и оцениваются в течение 3 рабочих дней со дня публикации на электронной площадке протокола рассмотрения заявок на участие (первых частей). Определение победителя электронного аукциона фиксируется в итоговом протоколе о проведении электронного аукциона (протоколе подведения итогов).

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

На заключительном этапе составляется и подписывается окончательный проект контракта по результатам закупки, проводимой путем электронного аукциона. Проект контракта составляется с учетом предложенных победителем условий и размещается в единой информационной системе. Перед подписанием самого контракта комиссия проверяет факт внесения победителем обеспечения исполнения контракта (при реализации заказчиком права на обеспечение контракта).

Контракт по результатам электронного аукциона подписывается по истечении минимум 10 календарных дней с момента размещения итогового протокола на соответствующей электронной площадке. При этом заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, предоставленных для окончательного подписания контракта. Указанный срок исчисляется с момента размещения на официальном сайте подписанного победителем закупки проекта контракта.

Также смотрите:
– Закупки 2014: специальная подборка материалов
– Закупки у субъектов малого предпринимательства
– Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ
– Контрактная служба и контрактный управляющий
– Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе
– Нарушения в сфере закупок: административная ответственность

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.