-
×
Ой! Это только для зарегистрированных бухгалтеров!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым бланкам и образцам заполнения документов для бухгалтеров. За регистрацию Вы получите подарок — подборку лучших статей по КОСГУ и КВР.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
-

Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации

13 мая 2024
49635
Средний балл: 4 из 5
Эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету в госсекторе

Бюджетное учреждение работает в соответствии с предметом и целями, которые определены федеральными и муниципальными правовыми актами. При этом получаемый от такой деятельности доход облагается налогом на прибыль. Порядок его расчета определен в Налоговом кодексе РФ, а также регулируется другими нормативными документами.

В рекомендации Системы Госфинансы есть статья с комплектом решений, как учреждениям отражать налог на прибыль в бухучете. В ней - таблица, чтобы подобрать КВР и КОСГУ учреждениям-налогоплательщикам и налоговым агентам. Примеры помогут сформировать проводки для учета:

- начисления и перечисления налога;

- удержания налога налоговым агентом;

- возврата переплаты по налогу на прибыль.

Сумму налога на прибыль рассчитывайте отдельно по каждому виду деятельности, в отношении которого установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 274 НК.) При этом сумма налога по операциям, по которым применяется ставка налога на прибыль 0 процентов, будет равна нулю. Читайте в рекомендации Системы Госфинансы, как определить налоговую базу и какие ставки налога применять. Узнайте, кто вправе применять региональные льготы и что изменилось в налоге на прибыль.

Перейти в Систему Госфинансы

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ бюджетные учреждения относятся к группе государственных или муниципальных. Такие организации формируются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При исчислении налога на прибыль казенных учреждений стоит помнить, что ее получение не является целью деятельности некоммерческих предприятий, которые создаются в специальных формах. Их список утвержден пунктом 3 статьи 50 ГК РФ. Такие компании имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, что фиксируется в их уставах. Предприятия должны иметь достаточный для «выработки» дохода объем имущества, рыночная стоимость которого должна соответствовать уставному капиталу ООО (п. 4 и 5 статьи 50 ГК РФ).

Примеры расчета налога на прибыль

Объекты налогообложения

Напомним, что плательщиком налога на прибыль является любое предприятие, если оно ведет свою деятельность на территории нашей страны. При этом не имеет значения, каким способом была создана компания и ее правовой статус. Так, объектами налогообложения у бюджетных предприятий являются не только доходы от коммерческой деятельности, но и те, которые считаются внереализационными.

Примеры коммерческих услуг, с которых платится налог (ст. 249 НК РФ):

Основной вид деятельности Коммерческие услуги

Образовательное учреждение

  • Формирование специализированных кружков и секций для детей;
  • Проведение занятий сверх основной учебной программы;
  • Организация праздников, экскурсий, соревнований для детей.

Медицинское учреждение

  • Проведение дополнительных медицинских исследований.
  • Оказание дополнительных спортивно-оздоровительных услуг (плавание, массаж).
  • Создание врачебных комиссий.

К внереализационным доходам бюджетных предприятий относятся: дивиденды, проценты, полученные по кредитам и займам, стоимость безвозмездно полученного имущества и материальных ценностей и др. С полным перечнем ознакомьтесь в статье 250 НК РФ.

У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых зависит порядок расчета:

  • В первую такую группу относятся доходы от внебюджетной деятельности.
  • Во вторую – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
  • В третью – субсидии на иные цели.

В таком формате бюджетное учреждение получает средства на свои счета. Что касается самой структуры доходов и расходов таких предприятий, то здесь обратите внимание на затратную часть. Она оказывает существенное влияние на размер уплачиваемого налога. 

Как и в обычных компаниях, бюджетные уменьшают налоговую базу на размер понесенных расходов. Они бывают материальными, амортизационными, зарплатными и прочими. Действуют стандартные правила включения их в расчет, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ. Так, расходами признаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации Обратите внимание! Бухгалтерам казенных предприятий особое внимание стоит обратить на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В соответствии с ним, такие предприятия обязаны вести раздельный учет и доходов и расходов, которые были получены в виде целевого финансирования. Если учреждение пренебрегает таким разделением, то все средства, которые она получает в рамках целевых «вливаний» будут считаться налогооблагаемым доходом в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Для признания доходов и расходов может применяться, как метод начисления, так и кассовый. Главное, чтобы выбранный способ был зафиксирован в учетной политике. Недостатком применения в бюджетных организациях метода начисления является то, что за оказанную услугу, которая уже отражена в учете, оплата может быть еще не получена. При этом уплата налога осуществляется в том же периоде (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). 

Фактически, предприятию приходится платить налоги «из своего кармана», до момента пока не будут получены деньги от контрагента. Такая особенность может стать причиной переход «бюджетника» на кассовый метод в соответствии со статьей 273 НК РФ. Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Расчет налога на прибыль бюджетного учреждения

Порядок расчета казенных и бюджетных учреждений в большинстве своем зависит от вида деятельности предприятия, а также от типа оказываемых услуг. Основная формула, которую используют «бюджетники» выглядит следующим образом:

Налогооблагаемая база * Ставка налога = Сумма налога к уплате

Основное внимание необходимо уделить именно расчету налоговой базы по прибыли, т.к. от нее зависит конечная сумма платежа, перечисляемого в бюджет. Нюансом расчета для бюджетных учреждений является разделение полученной прибыли от целевой и коммерческой деятельности. Рассмотрим пример, когда в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении оно ведет отдельный учет расходов, возникших в рамках коммерческой деятельности (по пропорциональной системе).

Пример 1

В 1 квартале бюджетное учреждение получило из бюджета 1 000 000 рублей в виде целевого финансирования. Размер поступлений целевого назначения составил 200 000 рублей. Кроме того, в рамках коммерческой деятельности компания получила средств на сумму 400 000 рублей.
Итого сумма поступлений за 1 квартал составила 1 600 000 рублей.
Бухгалтер предприятия рассчитал пропорцию поступлений от оказания платных услуг:
400 тыс. руб. / (1,6 млн. руб. – 200 тыс. руб.) * 100 % = 28,57 %.
Объем расходов за указанный период составил 1 000 000 рублей, плюс 200 000 рублей целевых. Таким образом:
1 млн. руб. + 200 тыс. руб. / 100 * 28,57 % = 342,84 тыс. руб.
Рассчитанная налогооблагаемая прибыль составит: 400 тыс. руб. – 342,84 тыс. руб. = 57,16 тыс. руб.
Сумма налога к уплате составит: 57,16 тыс. руб. * 20 % ставку = 11,43 тыс. руб.

Еще примеры расчета

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями

Уплата в бюджетном учреждении подразумевает разделение соответствующих платежей на два направления: федеральный и региональный бюджет. В связи с этим необходимо оформлять два платежных поручения. Ниже представлена инструкция, позволяющая оформить данные документы без ошибок.

Этап 1. Расчет.

Этап 2. Распределение платежа на федеральный и региональный бюджет (3 и 17 % соответственно).

Этап 3. Внесение данных в платежные поручения, в которых нужно указать:

  • основные реквизиты предприятий;
  • КБК;
  • назначение платежа;
  • основание платежа «ТП»;
  • налоговый период;
  • дату платежки;
  • статус плательщика «01».

Как отразить в бухучете начисление и уплату налога на прибыльСкачайте справочную рекомендацию в Системе Госфинансы

Сроки уплаты налога на прибыль

Одно из важнейших требований по порядку уплаты является соблюдение сроков платежей. Они прописаны в статье 287 НК РФ. В ней идет речь не только об основных налоговых траншах, но и об авансовых платежах. Так, годовой платеж производится не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

В авансовых платежах у бюджетных учреждений есть особенности. Для таких организаций отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Поэтому пунктом 1 статьи 287 НК РФ и пунктом 3 статьи 289 НК РФ утверждены следующие сроки авансовых платежей: 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Если один из таких дней выпадает на выходной, то срок перечисления сдвигается на следующий рабочий день.

Сроки уплаты налогов, взносов и сдачи отчетности

Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных учреждений

Процентная ставка в бюджетном учреждении утверждена пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Ее размер составляет 20 процентов. Сама уплаченная сумма распределяется между федеральным и бюджетом субъектом РФ, по 3 и 17 процентов соответственно. Но в случае с бюджетными учреждениями необходимо помнить, что разрешено применение налоговой ставки 0 процентов для организаций, занимающихся образовательной или медицинской деятельностью.

Использовать такую ставку для расчета разрешено строго с начала налогового периода. О порядке ее применения расскажем ниже. Разрешение на применение нулевой ставки по прибыли для бюджетных организаций вступило в действие с 1 января 2011 года и будет в силе до 1 января 2020 года. Использовать ее могут лишь те предприятия, которые входят в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль.

Но это не единственный критерий, которому должны соответствовать «бюджетники» с нулевой ставкой. Полный список таких требований указан в пункте 3 статьи 284.1 НК РФ:

  • предприятие должно иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период должны быть не менее 90 %, либо компания не должна иметь доходов, которые облагаются налогом;
  • в штате учреждения должно быть оформлено не менее 15 сотрудников, при этом, трудиться они должны непрерывно в течение всего налогового периода;
  • что касается медицинских предприятий, 50 % в их трудящихся должны иметь соответствующие сертификаты специалистов.

Уплата авансовых платежей бюджетными учреждениями

Согласно общему порядку уплаты авансовых платежей, налоговые нормы позволяют организациям делать это тремя способами. Что касается их расчета по налогу на прибыль в бюджетном учреждении, то они уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансы в бюджет не перечисляются. 

Сумма авансового платежа к уплате за отчетный период рассчитывается как сумма квартального авансового платежа, исчисленная по итогам отчетного периода минус платеж за предыдущий период. Если учреждение отработало в убыток, то размер рассчитанного квартального авансового платежа будет равна нулю (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Пример 2

Бюджетное учреждение уплачивает квартальные авансовые платежи, при налоговой базе равной:

  • 300 000 руб. – в 1 квартале;
  • 100 000 руб. – за полугодие;
  • 200 000 руб. – за 9 месяцев;
  • 400 000 руб. – по итогам года.

Таким образом, платеж за I квартал в размере 60 000 руб. (300 000 руб. * 20 %) должен быть уплачен до 28 апреля. За полугодие авансовый платеж составил 20 000 руб. (100 000 * 20 %). За этот период «бюджетник» получил прибыли меньше, чем в предыдущем квартале, при этом за I квартал был перечислен платеж в размере 60 000 руб. Сумма к уменьшению составит 40 000 руб. (60 000 руб. – 20 000 руб.)

Согласно статье 78 Налогового кодекса, учреждение может подать заявление на возврат такой переплаты, но на практике организации редко пользуются такой возможностью, т.к. по итогам года сумма такой переплаты засчитается. По итогам следующего квартала компания получила убыток. Таким образом, облагаемая база = 0 руб. В конце года выяснилось, что предприятие получило прибыль, сумма по итогу составила 400 000 руб. Сумма налога за весь период составит 80 000 руб. (400 000 руб. * 20 %).

Декларация по налогу на прибыль в бюджетном учреждении

Декларации по налогу на прибыль бюджетных учреждений предоставляются в налоговые органы по месту нахождения каждого предприятия в порядке, установленном НК РФ. Предприятия должны представлять декларации по итогам каждого отчетного и налогового периода: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за календарный год (ст. 285 НК РФ).

Формы отчета по прибыли утверждены Приказом ФНС России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@. Согласно установленному порядку, декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, кроме значений, указываемых в Приложении № 2.

Форма декларации:

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия или отсутствия и количества заполняемых разделов. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, а также двусторонняя печать отчетности.

Отчет по налогу на прибыль в бюджетном учреждении может быть представлен в инспекцию лично или через его представителя, а также направлен в виде почтового отправления с описью вложения. Можно сдать отчет в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80 НК РФ). 

Образец заполнения декларации по налогу на прибыль в 2024 году

Образец декларации по налогу на прибыль за I квартал 2024 года

Скачать образец

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Что касается освобождения от уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении, то здесь стоит руководствоваться положениями главы 25 Налогового кодекса РФ. Главное, на чем бюджетное учреждение может «выиграть» по налоговым платежам – это необлагаемые доходы. О них сказано в статье 251 НК РФ. Так, к ним относятся доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной инвентаризации или которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств и другие. 

Подпункт 14 пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, где сказано, что «бюджетники» при получении дохода в виде субсидий не обязаны включать его в налогооблагаемую базу по прибыли. Как мы говорили ранее, существует возможность использования «нулевой» налоговой ставки при расчете налога на прибыль в бюджетном учреждении по некоторым видам деятельности, о чем мы рассказывали выше.

Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль

Нарушения по налогу на прибыль в бюджетном учреждении имеют значительные последствия. Но размеры штрафов зависят от вида допущенной ошибки. Это может быть как просрочка со сдачей отчетности, так и методологическое нарушение учета доходов и расходов. Но самым тяжким преступлением является просрочка налогового платежа:

  • неуплата или уплата налога не в полном объеме из-за ошибки в расчетах станет причиной штрафа в размере 20 % от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ);
  • если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40 % от недоплаченного налога (п. 1 ст. 129.3 НК РФ), но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ);
  • если нарушение будет умышленным, то с учреждения удержат 40 % от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Но здесь стоит обратить внимание на пункт 3 статьи 58 НК РФ. Дело в том, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть привлечь организацию к ответственности по статье 122 НК РФ (за неуплату или неполную уплату сумм налога на прибыль в бюджетном учреждении) налоговики не смогут.

Чтобы рассчитать размер штрафа, который грозит за сдачу декларации с опозданием,
воспользуйтесь онлайн-расчетчиком:


Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере бухучета и налогообложения, подписывайтесь на наши социальные сети:

ВКонтактеОдноклассникиДзенТелеграм

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.