-
×
Ой! Это только для зарегистрированных бухгалтеров!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым бланкам и образцам заполнения документов для бухгалтеров. За регистрацию Вы получите подарок — подборку лучших статей по КОСГУ и КВР.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
-

Имущество продать непросто

1 ноября 2007
6020
Средний балл: 0 из 5
ведущий аудитор ООО «ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ»

Продать имущество бюджетное учреждение может с разрешения вышестоящей организации. Средства от такой продажи должны быть перечислены в доход соответст-вующего бюджета. Как отразить реализацию материальных запасов, если выяснилось, что они не числятся на балансе? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России и нашей статье.

 


 


Материалы не числятся в учетеПредположим, что бюджетное учреждение списывало с баланса основные средства. От их ликвидации образовалось некоторое количество металлолома. Он был сложен на территории учреждения для последующей сдачи заготовительной организации. Когда же учреждением было принято решение о его реализации, выяснилось, что металлолом в бюджетном учете не числится.
В такой ситуации учреждение нарушило Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.
Ведь при списании основных средств материалы, полученные от ликвидации, должны быть оприходованы на соответствующий счет аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы». Аналогично следует поступить при списании библиотечных фондов и оприходовании макулатуры.
Точно также должны быть оприходованы материалы и в случае, когда, например, они были переданы учреждению безвозмездно.
Это подтвердил и Минфин России в письме от 20 июня 2007 г. № 02-14-10а/1535.

Как отразить продажу

В указанном письме финансисты отметили, что средства, поступающие от реализации материалов, перечисляются в доход бюджетов по коду дохода бюджета 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы». Однако, на наш взгляд, при такой продаже есть особенности, которые связаны с налогообложением данной операции. Рассмотрим их подробнее.

Учреждение оказывает платные услуги

Отметим, что бюджетное учреждение может оказывать платные услуги. Однако перед тем, как начать вести такую деятельность, оно должно получить специальное разрешение у вышестоящей организации. Затем учреждению открывают либо лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства РФ, либо расчетный счет в банке для зачисления доходов от предпринимательской деятельности.
Согласно методике, изложенной в письме Казначейства РФ от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371, проводки при реализации материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, в этом случае будут такими:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана стоимость реализованных материальных запасов
1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
1 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
Отражена задолженность перед бюджетом, подлежащая уплате покупателем
1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Отражена сумма налогов, подлежащих уплате покупателем за реализуемые материалы на лицевой счет учреждения
2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
2 401 01 180
«Прочие доходы»
Начислен НДС с реализации 
 
2 401 01 180
«Прочие доходы»
2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Начислен налог на прибыль 
2 401 01 180
«Прочие доходы»
2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств на единый счет бюджета (на сумму стоимости материалов)
1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской
задолженности по прочим платежам в бюджет»
1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Зачислены суммы налогов, поступивших от покупателя*
2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»
2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Уплачен НДС*
 
2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
Уплачен налог на прибыль*
2 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»


* Одновременно зачисление и списание средств отражают на забалансовом счете 17 и 18 соответственно.

В этом случае учреждение исчисляет и уплачивает налоги, а также подает налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС.

 

 

 


 


Правила продажи

По собственному усмотрению продать имущество, находящееся в оперативном управлении, бюджетное учреждение не может. Это в полной мере относится и к материальным запасам. Для того чтобы реализовать какие-либо материалы, учреждение должно получить разрешение от вышестоящей организации.
Если такое разрешение получено, то продажа оформляется по общим правилам: заключается договор с покупателем, выписываются накладные и счета-фактуры.
 

Учреждение ведет только бюджетную деятельность

Как поступать учреждению, которое финансируется только из бюджета и никакой предпринимательской деятельно-сти не ведет?
Позиция Минфина России. Финансисты считают, что и в таком случае средства, полученные от реализации, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Итак, если учреждение реализует металлолом, который получен от списания основных средств, приобретенных за счет бюджетных источников, то это деятельность, приносящая доход. Такое мнение содержится в письме от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/4/179.
Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ.
Особенности ведения налогового учета для бюджетных учреждений изложены в статье 321.1 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье, бюджетные учреждения, получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Под такими «иными источниками» финансисты понимают доходы бюджетных учреждений, которые они получают от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Таким образом, реализация металлолома — это реализация товара и соответственно доход от иной деятельности, приносящей доход.
Если следовать разъяснениям чиновников. Как мы уже упоминали, для ведения предпринимательской деятельно-сти учреждение должно получить специальное разрешение у выше-стоящей организации и на его основании будет открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства. Получается, что это придется делать и для разовой реализации металлолома.
После получения разрешения и открытия счета учреждение отразит реализацию металлолома теми же проводками, что указаны выше.
Мнение автора. Учреждению нужно оформлять продажу материалов с зачислением средств сразу на счета доходов бюджета, минуя счет самого учреждения в казначействе. В этом случае покупатель будет выступать и как налоговый агент по уплате НДС. Тогда проводки, которые учреждение сделает в бюджетном учете, будут такими.

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана стоимость реализованных материальных запасов
1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
1 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
Отражена задолженность перед бюджетом (включая налоги с реализации), подлежащая уплате покупателем
1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств на единый счет бюджета, на основании исполненных банком платежных документов покупателя, заверенных в установленном порядке
1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

 

 

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.