Бестарифная система оплаты труда

104

Вопрос

уточнение 479734 Оценить пока не могу, т.к. конкретного ответа на свой вопрос не получила. Имеем ли право применять бестарифную систему оплаты труда? Хотелось бы услышать конкретно: Да или Нет и если - Да, то в каком законе это написано. Ревизоры спрашивают на основании чего у нас бестарифная система оплаты труда.

Ответ

сообщаем следующее: Нет, не имеете права. Это нарушение статьи 144 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, а также иных ведомственных и региональных НПА, разработанных на основании данного Постановления.

В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда. При определении размера оклада (ставки) сотрудникам бюджетных и автономных учреждений можно руководствоваться минимальными размерами окладов, рекомендованными в примерных положениях об оплате труда для сотрудников медучреждений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФАИНА ФИЛИНА

Статья 135. Установление заработной платы

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.*

Комментарий:

В статье 135 Трудового кодекса РФ говорится о том, что заработная плата работникам устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда трудовыми договорами.

Заработная плата формируется на основе положений раздела VI Трудового кодекса РФ.

Существуют несколько систем оплаты труда, целью которых в конечном счете является выполнение функции заработной платы мотивировать, поддерживать и стимулировать персонал, регулировать и поддерживать статус работника.

Исходя из специфики организации и представлений ее менеджмента об эффективной модели формирования зарплаты формируются локальные нормативные акты, реализующие одну из распространенных сегодня систем оплаты труда.

В самом общем смысле системы оплаты труда можно разделить на тарифные (статья 143 Трудового кодекса) и бестарифные. Для первой действуют сдельная (тарифная ставка*расценка за единицу продукции/операцию/*число единиц продукции) и повременная (тарифная ставка*фактически отработанное время) форма оплата труда, предусматривающие на разных предприятиях почти полтора десятка различных вариантов определения конечного размера заработной платы с учетом различных коэффициентов, премий, выплат, результатов работы бригады и т. д. Повременная тарифная система оплаты труда часто используется для занижения размера облагаемой налогом заработной платы.

Бестарифные системы оплаты труда базируются на учете общих результатов работы предприятия, а заработная плата каждого сотрудника определяется как доля от общего фонда оплаты труда в конкретном месяце. Доля определяется как коэффициент трудового участия работника в конечном результате работы предприятия.*

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений*

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:*

в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:*

федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.*

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.*

Профессиональные квалификационные группы – группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий:

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:*

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные окладов) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.*

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда,* <…>

При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной сельской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях.*

Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.*

2.Рекомендация: Как оплатить труд медицинских работников

Система оплаты труда медицинских работников включает в себя:

  • оклады (должностные оклады), ставки зарплаты;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Подробнее о том, как установить систему оплаты труда, см. в казенном учреждениив бюджетном учреждениив автономном учреждении.

Зарплата в региональных (местных) учреждениях

В региональных (местных) учреждениях система оплаты труда устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Эти документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях (п. 34 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 144 ТК РФ).*

Зарплата в федеральных учреждениях

Для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений порядок установления системы оплаты труда определен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583ст. 144 ТК РФ).

Размеры окладов

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности сотрудников нужно отнести к профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений (бюджетные, казенные и автономные).

Для сотрудников учреждений здравоохранения перечень ПКГ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526.* При распределении должностей по квалификационным уровням ПКГ обязательно учитывайте различия в сложности выполняемых работ. Например, должности врачей стационарных подразделений обычно относят к 3-му квалификационному уровню. Но если врач работает не в круглосуточном, а дневном стационаре, то его должность следует отнести ко 2-му квалификационному уровню. Такие разъяснения приводит Минздрав России в письме от 11 августа 2014 г. № 16-4/2062314.

При определении размера оклада (ставки) сотрудникам бюджетных и автономных учреждений можно руководствоваться минимальными размерами окладов, рекомендованными в примерных положениях об оплате труда для сотрудников медучреждений.* Для казенных учреждений ГРБС может установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

К рекомендуемому минимальному окладу по соответствующим ПКГ может быть установлен повышающий коэффициент:

  • по занимаемой должности;
  • по учреждению (структурному подразделению учреждения);
  • персональный;
  • за квалификационную категорию;
  • за ученую степень, звания.

Рекомендуемые размеры таких коэффициентов и порядок их применения также приведены в примерных положениях (см., например, раздел IV примерного положения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 463н).

Повышающие коэффициенты к окладу, как правило, не образуют новый оклад и не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.

На уровне субъектов РФ размеры окладов и повышающие коэффициенты для сотрудников утверждаются региональным законодательством. Например, для медицинских сотрудников учреждений здравоохранения Московской области –постановлением правительства Московской области от 3 июля 2007 г. № 483/23.

Следует отметить, что при установлении оклада и доплат нужно соблюдать дифференциацию оплаты труда медицинских работников, выполняющих работы различной сложности. Например, к среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу предъявляются более высокие квалификационные требования, нежели к младшему персоналу. Соответственно, сложность трудовых функций среднего и младшего персонала также разнится. Поэтому в целях совершенствования системы оплаты труда величина средней зарплаты у данных медработников должна иметь различия. Об этом сказано впункте 7 информации Минтруда России от 28 ноября 2013 г.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 05.08.2008 № 583

О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (с изменениями на 14 января 2014 года)


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Ввести с 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал).

2. Установить, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется:

федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;

руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений, а также подведомственных им учреждений;

федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.

3. Установить, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.*

4. Установить, что объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусматриваемый соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им федеральных казенных учреждений, воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений, могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых ими государственных услуг.

5. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.*

ПОЛОЖЕНИЕ
об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений *

(с изменениями на 14 января 2014 года)


* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1045; в редакции, введенной в действие с 31 января 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года N 20. - См. предыдущую редакцию.

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.»*

13.02.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль