Вопрос
Мы - бюджетное учреждение здравоохранения. Для деятельности нам необходимы мелкие закупки, которые раньше осуществлялись за счет выданных в под отчет наличных денег - канцтовары, элементы питания, моющие средства, запчасти и т.п. Каким образом теперь по новому закону 44-ФЗ осуществлять закупку необходимых мелочей, которые невозможно запланировать? Имеет ли право бухгалтерия выдавать как раньше деньги в под отчет "на хозрасходы или хознужды"? Если имеет, то как должно отчитываться подотчетное лицо в соответствии с новым законом? И в целом не понятно - какие документы для оплаты теперь необходимо требовать бухгалтерии для оплаты любых самостоятельных закупок? Кем они должны быть подписаны, должно ли быть заключение комиссии или контрактного управляющего?
Ответ
Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:
Учетная политика для госсектора
Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы
Активировать бесплатный доступВ настоящее время законодательство не дает ответа на данный вопрос. Однако считаем, что мелкие закупки, которые нельзя запланировать заранее ( в том числе и за наличный расчет), Вы должны предварительно включить в план-график закупок на 2014 год в части закупок у единственного поставщика до 100 т. рублей общей суммой. Это связано с тем, что план-график должен учитывать все закупки заказчика на год, включая и малые, у единственного поставщика. В дальнейшем - при необходимости приобретения конкретных канцтоваров (хозтоваров) за наличный расчет нужно будет откорректировать план-график.
Следует сказать, что как и раньше, учреждения вправе производить покупки за наличный расчет(закон 44-ФЗ от 05.04.2013г. этого не запрещает). Расчеты с использованием наличных денег регулируются, как и прежде, нормами Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П. Как и прежде - подотчетное лицо должно будет предоставить подтверждающие расходы первичные документы.
В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития РФ считают, что закупки за наличный расчет возможны, и они должны учитываться при планировании закупок у единственного поставщика (до 100 тысяч рублей). Следует также отметить, что закупки у единственного поставщика следует обосновать в документально оформленном отчете (форма отчета в настоящее время не утверждена).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо
<…>
Получение наличных
Для получения наличных денежных средств под отчет сотрудник должен написать заявление в произвольной форме, в котором нужно указать необходимую сумму и на какие цели она будет потрачена. Руководитель организации должен сделать на заявлении надпись о том, какую сумму и на какой срок нужно выдать по этому заявлению ( п. 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).*
Отчет по подотчетным суммам
В государственных (муниципальных) учреждениях
В течение трех дней со дня окончания срока, на который выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться по ним ( п. 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Для этого он должен представить в бухгалтерию авансовый отчет ( ф. 0504049) ( Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).
<…>
Документальное подтверждение покупок
Помимо платежных документов к авансовому отчету сотрудник должен приложить документы, подтверждающие покупку. Например, это могут быть товарные чеки, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д.*
<…>
Сергей Разгулин
действительный государственный советник РФ 3-го класса
Станислав Бычков
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
2.Ситуация: как отразить в бухучете плату за хранение автомобиля на штрафстоянке
Расходы, связанные с хранением автомобиля на штрафстоянке, возникают, если были нарушены правила дорожного движения или эксплуатации автотранспорта ( ст. 27.13 КоАП РФ).
В зависимости от способа оплаты расходы на штрафстоянку отразите на дату:
- утверждения авансового отчета сотрудника (если содержание автомобиля на штрафстоянке оплачивалось через подотчетное лицо)* ( Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н);
- получения документа с требованием оплатить содержание автомобиля на штрафстоянке (если оплата производится в безналичной форме) ( ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
<…>
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Ситуация: Заменяет ли счет, выставленный на оплату БСС«Система Главбух», договор на поставку, заключаемый в письменной форме
По общему правилу (если учреждение оплачивает* БСС «Система Главбух» единовременно*) счет заменяет договор поставки (заключаемый в письменной форме), но только при условии его оплаты. Объясняется это так.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом не установлена определенная форма для него ( п. 1 ст. 434 ГК РФ).*
Договор на поставку БСС «Система Главбух» представляет собой смешанный договор, который содержит в себе элементы договора поставки (купли-продажи) и лицензионного соглашения. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем (если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора) ( п. 3 ст. 421 ГК РФ). Договор поставки (купли-продажи) и лицензионное соглашение заключаются в письменной форме ( ст. 1235, п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Вместе с тем, письменная форма сделки считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято в порядке пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ. Для этого лицо, получившее предложение заключить договор (оферту), должно совершить действия, указанные в этом предложении (акцепт). В рассматриваемой ситуации в качестве письменного предложения заключить договор (оферты) выступает выставленный счет на оплату* БСС «Система Главбух». А действием, свидетельствующим о принятии данного предложения (акцептом, т. е. заключением договора), является оплата данного счета учреждением. Такой порядок основан на положениях пунктов 1 и 3 статьи 434 и статьи 435 Гражданского кодекса РФ.*
Таким образом, законодательство не ограничивает возможности сторон вступить в гражданско-правовые отношения посредством направления одной из них в адрес другой счета и его уплаты второй стороной.
В учете казенных учреждений:
Порядок санкционирования расходов, установленный для получателей бюджетных средств (в т. ч. казенных учреждений), также допускает представить в качестве документа, свидетельствующего о возникновении обязательства, счет на оплату услуг (при условии, что счет выставлен по факту оказания услуг – предоставления доступа) ( подп. 16 п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н, письмо Минфина России от 21 апреля 2009 г. № 02-03-07/1633).
Из данного правила есть исключение.* Если получатель бюджетных средств оплачивает БСС «Система Главбух» с применением авансового платежа, то помимо счета должен быть оформлен договор. Это связано с тем, что размер авансирования устанавливается именно условиями договора (контракта) ( п. 22 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213).
Из рекомендации « Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение БСС «Система Главбух» »
Станислав Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
4.Рекомендация: Как заключить контракт по итогам определения поставщика
По результатам определения поставщика заключите контракт с победителем или единственным поставщиком.
Контракт должен быть оформлен письменно с соблюдением всех требований законодательства о контрактной системе.
<…>
Однако в некоторых случаях заказчик вправе заключить контракт без учета следующих требований:*
- без включения в контракт условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) ( ч. 4–9 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
- без учета требований типовых контрактов (типовых условий контрактов), разработанных органами госвласти ( ч. 11 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
- без учета требования о том, что контракт должен включать в себя график исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года и его цена составляет более чем 100 млн руб.) ( ч. 12 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
- без включения обязательных условий о порядке и сроках оплаты товара (работ, услуг), порядке и сроках их приемки и оформления результатов приемки, а также условия об уменьшении суммы оплаты контракта физическому лицу на размер налоговых платежей ( ч. 13 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Сделать это можно при закупке:
- на сумму менее 100 000 руб.;*
- билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
- лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии в объеме, который необходим на срок до проведения запроса предложений.
При заключении данных договоров нужно руководствоваться порядком и требованиями Гражданского кодекса РФ.* Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
<…>
Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России
5. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539
О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
<…>
«По вопросам 4, 5 отмечаем.
Следует отметить, что понятие «совокупный годовой объем закупок» в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, определяется как объем закупок заказчика, предусмотренный планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую сто тысяч рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в случае заключения в 2013 году заказчиком договора, финансируемого из бюджетных лимитов 2014 года, заказчик не учитывает сумму данного договора при расчете совокупного объема плана-графика закупок на 2014 год.
При расчете совокупного объема закупок заказчик использует планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.»
<…>
6.Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону
<…>
Обоснование предмета закупки
Раньше казенные учреждения до проведения закупки обосновывали только начальную цену контракта, а с 2014 года они обязаны будут обосновать еще и сам предмет закупки, способ закупки и требования к участникам.* При этом нельзя приобретать продукцию с избыточными потребительскими свойствами и предметы роскоши ( ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе ).
<…>
Закупки у единственного поставщика*
Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*
Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника ( ст. 93 Закона о контрактной системе ), с 2014 года должно будет:*
- обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
- включить в заключаемый контракт расчет и Обоснование
Материал подготовлен и проверен экспертами системы Госфинансы